Одобрение кредитных соглашений практически на каждом заседании правительства Армении, похоже, становится нормой. Однако, рост внешнего долга страны такими темпами не очень волнует членов кабинета министров, поскольку все кредитные соглашения одобряются единогласно и без лишних вопросов. Только на сегодняшнем заседании правительства Армении было одобрено 2 кредитных соглашения. Согласно первому, Армения получит от Евразийского банка развития $40 млн. на развитие оросительных систем. В рамках программы предлагается заменить механическое орошение и построить 8 новых самотёчных систем общей протяжённостью в 70,4 км. Планируется также восстановление магистральных и вторичных оросительных каналов, в частности, ремонт 8,6 км на 4 магистральных каналах, 54,1 км — на локальных, 277,8 км — на внутрихозяйственных. Планируется также установить систему SCADA по контролю расхода электроэнергии, а также автоматические счётчики воды для крупных хозяйств. Ещё один компонент кредита — создание показательных хозяйств с современным орошением (капельным и дождевальным) на 40 га в Араратской области. По второму кредитному соглашению, Армения получит от Азиатского банка 63,259 млн. SDR на сейсмостойкость школ. По текущему курсу SDR к доллару объем кредита равен примерно $87,3 млн. Кредит будет возвращаться в долларах по курсу к SDR на момент выплаты. В рамках программы предполагается укрепить сейсмостойкость школ и модернизировать оборудование локальных сейсмических станций. На заседании 5 ноября исполнительный орган одобрил заключение соглашения с Евразийским банком развития, по которому Армения получит кредит на сумму $300 млн. С учетом двух кредитов, составляющих в общей сложности $153 млн и взятых в конце октября у Азиатского банка развития и Международного банка реконструкции и развития, получается, что только в течение 3 недель внешний долг страны увеличился более чем на $577 млн. У некоторых армянских экономистов уже возникают опасения, что Армения может пойти по пути Греции, что в правительстве категорически опровергают. Еще один важный вопрос заключается в том, на что и с какой эффективностью тратятся многомиллионные кредиты. В официальном обосновании на кредитное соглашение в $300 млн., указывается, что деньги будут потрачены на повышение финансовой стабильности энергетического сектора, повышение эффективности управления государственными финансами и улучшение условий для бизнеса. Что подразумевается под «повышением финансовой стабильности энергетического сектора» пока сказать трудно, но армянская пресса сразу же заподозрила, что из этих кредитных средств будет погашена разница между новым и прежним тарифом на электроэнергию. По мнению экономического обозревателя Айка Геворкяна, увеличивая внешний долг, власти не предприняли ни одного шага для формирования развивающейся экономики. «Если бы мы имели качественно хорошую экономику, то не возникало бы необходимости брать в долг. В этом случае увеличились бы инвестиции в экономику, и прибегать к долгам не пришлось бы. В первую очередь, это сконцентрированность рынков, монополии, а также вовлеченность госчиновников в бизнес. Если мы сможем решить эти два вопроса, Армения просто не будет нуждаться в крупномасштабных кредитах». По данным Министерства финансов Армении, в конце сентября внешний долг правительства составляет $3,593 млн. Однако еще $477 млн составляет долг Центрального банка. Если сложить все эти цифры, то получится, что внешний долг Армении, вместе с последними кредитами, теперь составляет $4,650 млн.
