В Москве система образования «должна работать в тесном контакте с бизнесом»
Развитие центров профориентации детей — это абсолютно самоокупаемая инициатива, интересная для тех работающих на перспективу руководителей, заявил корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя комиссии по науки и промышленности Мосгордумы, создатель первого частного технопарка и центра молодежного технического творчества «Сапфир» Александр Сметанов. По его словам, первые результаты работы центров можно оценить уже 10−15 лет. «Я уверен, что система образования должна работать в тесном контакте с бизнесом. Бизнес заинтересован в подготовке кадрового резерва», — заявил Сметанов. Он отметил, что чем раньше дети раскроют свои таланты, тем больше шансов на успешную самореализацию получат в дальнейшем, поэтому профориентация актуальна начиная с 6-летнего возраста. «Сегодня отмечается устойчивый рост интереса молодежи к инженерным и рабочим специальностям. Спрос есть. В Москве активно развиваются молодежные центры инновационно-технического творчества и так называемые детские технопарки. Москва выделяет большие деньги на их развитие. Но я считаю, инициатива также должна исходить и от промышленных предприятий. Они, в первую очередь, заинтересованы в подготовке кадрового резерва, и становясь своеобразными центрами притяжения для детей, они могут формировать вокруг себя заинтересованную молодежную среду», — сообщил Сметанов. Он пояснил, что в распоряжении предприятий реального сектора всегда передовые разработки, следовательно, обучающие программы будут строиться на «технологиях будущего». Это аддитивные и электронные технологии, робототехника и новейшие мобильные устройства. «По детям обычно сразу видно, чего они хотят. Если через 10 минут после знакомства с роботами, они начинают отвлекаться и бегать — это не их тема. У тех, кому интересна техника, глаза горят. Они уже в 7 лет сами собирают и программируют роботов. И эти заинтересованные техническим творчеством ребята придут потом на производство работать. Если не на это предприятие, так на другое. Придут на смежные предприятия», — отметил он. Сметанов добавил, что пройдет еще немало времени прежде, чем новая система начнет работать, однако дальновидные руководители уже сейчас видят выгоду в развитии инженерного дела страны. «Это долгосрочные инвестиции. Тема может быть также интересна и малому бизнесу, который при крупных предприятиях может занять эту образовательную нишу», — полагает депутат. Другое интересное направление сотрудничества бизнеса и образования — это государственно-частное партнерство, которое позволяет на уровне высшего и среднего технического образования прикреплять молодых людей к конкретным предприятиям. «Предприятия платят 30% за обучение своих будущих специалистов, 70% — государство. Ребята будут знать, что они обеспечены местом работы, образование выпускает востребованных специалистов, предприятия решают кадровый вопрос, делая целевые наборы. Это то, что нужно сейчас. Бизнесу не нужно будет переучивать молодых специалистов на местах. Они могут заранее оговорить свою специфику с образовательным учреждением, кроме того, молодежь будет проходить производственную практику на предприятии в процессе обучения, научные работы они также могут готовить по проблемам, актуальным для развития предприятия, — заявил депутат. — Пройдет время, пока вырастут те самые дети 6+, которых мы начинаем профориентировать сегодня, а программы государственно-частного партнерства дают отдачу скорее. Навязывать кадры бизнесу не нужно. Если предприятие небольшое, ему не нужно каждый год взращивать потоки специалистов. Но если у предприятия есть собственная необходимость в подготовке резерва, это отлично работает». Напомним, власти Москвы совместно с техническими вузами и высокотехнологичными предприятиями запустили проект «Инженерный класс в московской школе», в рамках которого столичные школьники 10−11 классов имеют возможность посещать дополнительные факультативные занятия по техническим дисциплинам. Как заявила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, данная инициатива позволит облегчить процесс выбора профессии у старшеклассников. О необходимости развития системы дополнительного образования в контакте с бизнесом 3 декабря заявил президент России Владимир Путин в ходе ежегодного послания к Федеральному Собранию.