В Новосибирске продолжает дискуссия про «Платон»

В прошедшие выходные в Новосибирске прошли две акции протеста против введения платы для большегрузов на федеральных трассах, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Водители фур пришли на митинг пешком. По их словам, ездить теперь слишком дорого. Одна из акций прошла 5 декабря на площади Калинина в полдень. «Нет платным дорогам», «Платон» нам враг», «Платон» — беда не только водителей, он обездолит России жителей» — с такими плакатами на площади собрались порядка 80 человек. Дальнобойщики заявили, что «Платон» поставил их на колени, так как они еще платят и акцизы, и транспортный налог. «Я считаю, что «Платон» незаконен, он нарушает 74 статью Конституции России. Транспортный налог поднялся в три раза по сравнению с прошлым годом. Топливо поднимается, а зарплата не поднимается ни у кого. Ни то, что обновление автомобиля, нет денег, чтобы содержать в надлежащем порядке», — приводит «Сибкрай» заявление дальнобойщика с 18-летним стажем Андрея Голенкова. Собравшиеся указывали, что в Европе, где есть аналогичная «Платону» система, для водителей существует альтернатива: те, кто хочет ехать быстро и комфортно, платят за автобан, а те, кто хочет экономить, пользуются бесплатной дорогой. В России же, по их словам, пока повсеместно такого нет. Организаторы пикета решили обратиться к мэру Новосибирска Анатолию Локтю, чтобы он передал их просьбу о полной отмене сборов с большегрузов президенту страны Владимиру Путину. В то же день на площади Ленина прошел еще один пикет против «Платона», организованный областным отделением КПРФ. Здесь собрались около 70 человек. Требования все те же: пришедшие на акции протеста говорили о полной отмене «Платона», аргументировав тем, что это в конечном счете приведет к росту цен на все. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Система «Платон» разозлила новосибирских дальнобойщиков Однако не все новосибирские общественники согласны с аргументами и доводами тех, кто вот уже в третий раз протестует против введенного с 15 ноября 2015 года платного проезда для большегрузных автомобилей по федеральным трассам. Теперь за проезд грузовых автомобилей с разрешенной массой более 12 т по всем федеральным автодорогам общего пользования взимается плата в счет возмещения вреда, наносимого дорогам. Проезд одного километра пути по федеральным трассам составляет пока 1,53 рубля за километр. А с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года увеличится до 3,06 рубля за километр. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Более трехсот фур заблокировали трассу Новосибирск — Омск Как отметил председатель Общественного совета при министерстве транспорта Новосибирской области Алексей Носов, в данной ситуации необходимо разделить понятия «Платон» и система взимания оплаты. «К системе взимания оплаты я отношусь положительно по одной простой причине: у нас в стране 55 млн автовладельцев. На них приходится 1,6 млн фур, тех самых 12+, на которые распространяются действия взимания платы и только на федеральных дорогах. Расход одной фуры по топливному акцизу составляет 30 литров на 100 км. Расход легкового автомобиля — 15 литров на 100 км. То есть, одна фура платит топливного акциза как две легковые машины. Транспортного налога она платит тоже как две легковые. Только их пропорционально меньше в 35 раз по количеству, чем легковых. А ущерб дорогам фура наносит в 12 тысяч раз больше, чем легковой автомобиль. Таким образом мы, простые собственники легкового транспорта, субсидируем чужой бизнес. Они ездят по дорогам, они извлекают из этого прибыль, а за наш счет формируются дорожные фонды. Из этих фондов ремонтируют дороги. Они их ломают, мы их строим. Поэтому, это более чем справедливая система, тем более, что подобная система взимания платы существуют практически во всех странах мира», — заявил в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM Алексей Носов, подчеркнув, что разговоры о подорожании продуктов питания и товаров из-за «Платона» — «полная неправда». «Ритейл большую часть продуктов питания возит железнодорожным транспортом. Есть, конечно, отдельные сети, которые возят теми самыми 12+ и ездят по федеральным трассам, но большая часть возит «железкой». Еще один момент — себестоимость перевозки во всех регионах абсолютно разная, но средняя себестоимость где-то 60 рублей километр. Из этих 60 рублей 1,5 рубля сейчас взимают. Если говорить уже о будущих 3 рублях, то это 0,5%. Кто-то, конечно, поднимет ценники космические, но это капиталисты. Как писал Маркс: «Нет того преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% прибыли, даже под страхом виселицы». Таких наказывать надо. Но пропорционально, даже математически, такое увеличение стоимости не может привести к удорожанию продуктов питания. Тем более, большая часть продуктов, например, то же самое молоко в Новосибирской области есть. И везут продукты территориальными трассами, не федеральными, и платить за это не нужно», — отмечает Носов, который считает, что вся эта ситуация вокруг «Платона» многими воспринимается как классовый протест работяги-дальнобойщика, а в то же самое время, получается, что приходящие на митинги люди отстаивают интересы «бизнеса, который не хочет платить». «При том, это очень маленький бизнес, большинство крупных предприятий, все ассоциации, все крупные перевозчики уже подсоединились к системе «Платон» и три недели как платят. Отказываются платить только, так называемые, «фуфаечники». Их так зовут, потому что они постоянно лежат на фуфайках и крутят гайки. Эти «фуфаечники» не хотят, чтобы их перевозка стала прозрачной. Они не хотят показывать свои белые маршруты, они вообще не хотят больше платить ни за ущерб дорогам, ни за что-то еще. Потому что ценник они в первую очередь демпингуют. Да, у них очень непростой труд, да их копейка большим трудом достается. Но тем не менее, они не хотят платить за тот ущерб, который они фактически наносят», — подчеркнул эксперт. В то же время эксперт отмечает, что конкретно к «Платону» у него отношение неоднозначное. «Во всей этой истории есть очень странная составляющая. К чему привели протесты дальнобойщиков? Им сначала объявил 3 рубля 73 копейки за километр. Совершенно справедливый ценник, с учетом того, что изначально планировалось 5 рублей. Что получилось сейчас — за три недели работы «Платон», собрали 800 млн рублей с копейками. И того за месяц получится 1 млрд, может быть 1,2 млрд. Концессионеру за год государство должно платить 10 млрд рублей — за то, что он эту систему установил, за то, что он ее обслуживает. И получается все эти протесты и 1,5 рубля за километр привели к тому, что они, дальнобойщики, сделали все для того, чтобы они кормили только концессионера. При этом оставшаяся разница в сумме настолько мизерная в масштабах страны, что, к сожалению, ее не хватит. Естественно ее нужно увеличивать. Конечно, в этом нет прямой зависимости, потому что те деньги, которые поступают в систему «Платон» они напрямую идут в дорожный фонд, а государство уже потом по линии Минфина из бюджета рассчитывается с концессионером. Но тем не менее, закон сохранения массы вещества действует. Денег в государстве больше от этого не становится», — комментирует Носов ситуацию. — «Второй момент, это то, что система «Платон» — сырая и совершенно не готовая. Один из перевозчиков наших сибирских, по его подсчетам должен был заплатить 15 тысяч, система выставила ему 63 тысячи рублей. Он пытался разбираться, выяснилось, что техподдержка не работает, юридическая служба не работает, до контактного центра не дозвонишься. А он законопослушный, он хочет платить, у него все хорошо. В итоге, все закончилось тем, что на селекторном совещании, которое было в «Росавтодоре» во главе с руководителем организации Романом Старовойтовым, нам пришлось докладывать об этой проблеме. В итоге прям там получили нагоняй и нашему новосибирскому руководителю «Платона» через несколько минут раздался телефонный звонок, сказали вернуть деньги. Понятно, проблемы решаются как-то. Но запуск «Платона» откладывали полгода, нельзя что ли было решить все эти технические трудности». По словам Носова, проблемы возникли и с системой автоматического взвешивания и контроля движения транспорта. «Изначально говорили, запланировано, что на дорогах России будет 800 «рамок» — это система автоматического взвешивания, автоматического контроля движения. В итоге, эти 800 «рамок» превратились в перспективные 480, может и 320, пока нет даже 100. Вместо этого было предложено 100 автомобилей, которые будут отслеживать, как и куда едет грузовик. Во-первых, это человеческий фактор, которого необходимо избегать, чтобы бороться с коррупцией. Во-вторых, вся эта система, которую отстаивают высокопоставленные сотрудники ГИБДД в Москве, скорее всего будет провокатором, чтобы водитель дал взятку, чтобы нерадивый сотрудник, который будет сидеть в этом сопровождающем автомобиле, пытался выжать для себя что-то», — предполагает общественник. Кроме того, новосибирский активист обеспокоен тем, что водители фур, не желая платить по системе, будут стараться объезжать федеральные трассы по дублирующим их территориальным дорогам. А это приведет к разрушению последних. «Платон» сейчас работает только на федеральных дорогах. А у нас есть еще дороги территориальные, муниципальные, межмуниципального. Новосибирская область отличается тем, что опорная сеть территориальных дорог — это дороги, например, К17, К19Р, К12Р — они практически полностью дублируют федеральную сеть. Они идут параллельно и они, в принципе, в надлежащем состоянии для того, чтобы по ним могли перемещаться с комфортной скоростью в том числе и большегрузные автомобили. И таких регионов, как Новосибирская область, достаточно много. Я боюсь того, что дальнобойщики для того, чтобы меньше платить за проезды по федеральным дорогам, будут выбирать территориальную сеть. Территориальная сеть не выдержит наплыва большегрузных автомобилей, а денег не ее ремонт нет. Поэтому, если не будет организована система взимания аналогичной оплаты на дорогах территориальной сети, к сожалению, может сложиться такая ситуация, когда нашим дорогам наступит хана, а чинить нам их будет не на что. Это будет очень большая проблема», — опасается Носов, отметив при этом, что все эти митинги — «это заранее продуманная спекуляция, искусственно созданная». «Обратите внимание, что координировали акции дальнобойщиков с самого их начала, почему-то представители, например, «Парнаса». То есть некие ассоциации решили изначально вопрос политизировать, то есть выводить протест из профессиональной плоскости в политическую. И решили для этого выбрать либералов — тех, кого сегодня принято называть «пятой колонной». По большинству регионов были заранее заготовлены вот эти координаторы и активисты. «Движняк» был изначально спланирован под либеральную истерию про повышению цен, которые ничего общего с действительностью не имеет. Потому что, если повышение и будет, это какие-нибудь 0,15%-0,35%, даже на полпроцента из-за этого не один продукт питания подорожать не может, даже чисто математически», — заявляет эксперт.

В Новосибирске продолжает дискуссия про «Платон»
© ИА Regnum