Кузбасские фермеры объединяются
Вместе - выгоднее Чуть больше года назад в Кемерове появился фермерский кооператив «Калина-Малина», который поддержал небольших местных производителей и сделал доступными для горожан натуральные, экологически чистые продукты. И хотя цены на полках «Калины-Малины» немаленькие, объемы продаваемой продукции растут. «Калина-Малина» — это проект крестьянского хозяйства Анатолия Волкова, которое поначалу специализировалось на мясоперерабатке. Несколько лет назад предприятие решило развивать фирменные магазины, для чего и понадобился дополнительный ассортимент: ведь только за колбасой потребителю ходить неудобно. - Решили идти против течения — искать продукт, которого нет в любой другой торговой сети. Это продукт мелкого фермера. Он его производит чуть-чуть, нестабильно, дорого и с низкими сроками годности, — рассказывает Артем Волков, руководитель проекта «Калина-Малина». - Начали продавать фермерское молоко, которое было дороже магазинного. И получили позитивный отзыв — продукт начал отлично продаваться. После этого предприниматели решили, что продажа фермерских продуктов может стать отдельным направлением бизнеса, задумались о создании нового бренда и стали искать производителей. Скауты «Калины-Малины» начали отыскивать мелкие хозяйства и проверять условия, в которых изготавливается продукт, и сами продукты – на наличие химикатов или консервантов. Если продукт проходил проверки, а сам фермер оказывался порядочным человеком, его принимали в кооператив. Я бы в фермеры пошел Как отмечает Артем Волков, сначала местные фермеры скептически отнеслись к «Калине-Малине». Их было сложно убедить выпустить какую-то новинку или, например, сменить упаковку продукта. Доверие завоевывалось терпением. Видя, как хорошо идут дела и что все изменения в итоге к лучшему, – фермеры на совместную работу соглашались. Отметим, что «Калина-Малина» чисто юридически кооперативом не является, но так себя называет, так как поддерживает и развивает местных фермеров, порой оказывая и финансовую помощь. Например, есть в городе Осинники предприятие под названием «Вишневый город», которое занимается консервацией и выпускает варенье, маринованные огурцы, помидоры и прочие по-настоящему домашние продукты. На момент, когда «Калина-Малина» вышла на «Вишневый город», тот почти умирал. Предприятию негде было продавать продукцию, помимо детских садов. Не было даже денег на закупку банок, чтобы начать работать с «Калиной-Малиной». Кооператив тогда закупил для «Вишневого города» банок на сумму около 300 тысяч рублей. Через год «Вишневый город» уже смог сам окупить все затраты. - Один из наших нынешних фермеров вообще не хотел становиться ... фермером. Он собирал травы в Таштаголе и продавал чай на рынке в Шерегеше. О большем и не задумывался, — вспоминает Артем. — Его пугала процедура сертификации. Тогда мы выяснили, как можно сделать сертификат качества на его чай и даже взяли на себя часть затрат. Сейчас он продает этот чай нам, но в принципе, юридически, уже может торговать с кем угодно. Счастье – в козах Около года назад «Калина-Малина» начала сотрудничать с семьей Вертинских из села Проскоково в Юргинском районе Кемеровской области. Они производят мягкий козий сыр, а недавно начали выпускать твердый сыр и разливать козье молоко. Владимир Вертинский с братьями еще 1986 году создали первый в области крестьянский кооператив. Однако после развала Союза в начале 1990-х Владимир с женой уехали в Германию – искать счастья. Если бы ему тогда кто-то сказал, что он найдет себя в фермерстве в России – просто отмахнулся бы. В Германии устроился на мясоперерабатывающее производство, со временем открыл свое, пусть и небольшое, дело. Однако домой все равно тянуло. И через 20 лет вернулся-таки в родное Проскоково – через Молдавию, где женился во второй раз, на красавице и мастерице Анне. На родине Вертинский прикупил лошадей, коз и овец, организовал пилораму, но дело не пошло. Деревенские парни не умели, да и не хотели работать. Предприниматель уже почти опустил руки и опять собрался уезжать, но старший брат Алексей уговорил попробовать заняться исключительно козами. Под это дело Владимир купил дом с участком на территории бывшего совхоза. С братом соорудил хлев – из дерева и соломы. А жена Владимира Анна, гагаузка по национальности, начала из козьего молока варить сыр. Она этому научилась от бабушки: на Балканах сыроварение — часть культуры. — Ходит легенда, что у козьего молока специфический, неприятный запах, но это не так. Просто многие неправильно содержат коз, поэтому мало кто пробовал настоящего козье молоко, — рассказывает Владимир. — Чтобы молоко не пахло, есть много деревенских секретов. Например, у животных непременно должна быть глубокая подстилка. Для козы самое страшное — это сырость и сквозняки. С «Калиной-Малиной» у Вертинских появились большие перспективы для сбыта продукции. Сегодня, спустя три года с момента создания фермерского хозяйства, у Вертинских 30 овец и 50 коз – вместе с молодняком. Недавно купили козленка нубийской породы – молоко этих коз по жирности идеально для сыроварения. Анна Вертинская по бабушкиным рецептам делает несколько видов рассольных и один вид твердых сыров, в которых нет ничего, кроме молока, закваски и прованских трав. Помимо «Калины-Малины», фермеры поставляют свой продукт в московский интернет-магазин и на продажу в Новосибирск. О деньгах и кризисе Для того, чтобы иметь возможность развиваться, успешные фермеры пользуются кредитами. Так, Валерий Лазуткин, председатель потребительского кооператива «Согласие», который поставляет для «Калины Малины» молочные продукты, взял кредит в Россельхозбанке. - Кредит я брал, чтобы второй молочный комплекс запустить и увеличить объемы производства, — говорит Валерий Лазуткин. — Сейчас коровье молоко поставляю, козье, ряженку, покупатели берут с удовольствием натуральные продукты, расширяться надо. — Кризис на фермера практически никак не влияет. Кризис — это поднятие курса доллара. Крупное предприятие в ответ поднимает цену. Мы же цены поднимать не стали. Сейчас у нас молоко дешевле, чем на заводах-производителях. Думаю, благодаря кризису, фермеры, напротив, стали более конкурентоспособны, — отмечает Артем Волков. По мнению Волкова, санкции принесли и «ментальные бонусы»: люди начали думать о том, что нужно потреблять свой, местный, продукт.
