«Платон» и другие инвесторы
Упали цены на энергоносители, сократился ВВП, выросла инфляция (12,3% на начало декабря). Тем не менее Владимир Путин считает, что российская экономика «пик кризиса миновала». При этом «все – и госкомпании, и государственные органы управления – должны действовать более эффективно и сокращать неэффективные расходы. И здесь, точно совершенно, есть над чем работать». Об этом президент сказал на ежегодной большой пресс-конференции, отметив, что очень внимательно относится к возможным расходам из Фонда национального благосостояния. Средства из ФНБ направляются на проекты, которые создадут условия для развития всей экономики. Владимир Путин назвал четыре таких проекта. На развитие Транссиба и БАМа выделяется 150 млрд руб. И это возвратные деньги, поскольку грузоотправители сразу готовы направлять туда свои грузы. Кольцевая железная дорога вокруг Москвы создаёт дополнительные транспортные возможности для столицы. Третий проект – строительство АЭС в Финляндии. Это также возвратные деньги, поскольку финская экономика устойчива. Ещё один – вложения в Российский фонд прямых инвестиций, который на каждый вложенный доллар привлекает инвестиции в 10 раз больше. Некоторые отрасли уже адаптировались к суровым условиям кризиса и показывают неплохие результаты. Например, транспортная. «Вся морская портовая инфраструктура России получила прирост мощности в объёме 19,5 млн тонн», – отметил президент. За 9 месяцев перевалка грузов в портах выросла на 3%. Правда, из-за стоимостных показателей уменьшились доходы от экспорта. Но увеличение товарооборота в портах говорит о том, что физический объём товаров растёт. И это, считает Путин, «весьма позитивный фактор». Продолжается развитие аэропортов. За 9 месяцев года аэропорты обслужили более 126 млн пассажиров, что на 2,5% больше, чем в прошлом году. Более чем на 16% вырос объём внутренних авиаперевозок. Не миновал президент вопроса о системе «Платон», которая так возмутила дальнобойщиков. Владимир Путин подчеркнул, что сборы от неё идут не кому?то в карман, а в Дорожный фонд, и оттуда все до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах России. При этом президент напомнил, что во всех транспортных отраслях участники экономической деятельности оплачивают налоги и вносят плату за инфраструктуру, в том числе и на железной дороге. Причём платят полноценно. В автомобильной же отрасли инфраструктура оплачивается лишь частично, через акциз на бензин, что привело к тому, что часть грузов с воды и железной дороги начала перемещаться на автотранспорт. И огромное количество грузовиков, которые разбивают дороги, платят такой же транспортный налог, что и легковые автомобили. Чтобы поставить весь транспорт в равное положение, правительство и предложило систему «Платон». Но при переходе к ней обсуждалась возможность отмены транспортного налога, чего так и не было сделано. «Но хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать», – сказал президент.
