Автопром на пороге коллапса
Год назад, на волне обесценивания рубля и негативных ожиданий, россияне, белорусы и казахи сметали новые автомобили из автосалонов страны. Прогнозы на 2015 год были негативными, и во многом подтвердились — рынок сократился почти на 40%. И все же продажи не встали полностью, а худшее, возможно, еще впереди. В тисках Главная проблема автобизнеса — невозможность привести в соответствие цену и спрос на автомобили. Падающая платежеспособность населения требует понижения стоимости машин для стимуляции спроса, однако растущие курсы валют, а также высокая «примесь» импортных компонентов вынуждают производителей повышать цены еще сильнее. Рынок постепенно заходит в тупик. Весь 2015 год производители балансировали на грани прибыльности, причем стратегии были разные. Кто-то, как корейские Kia и Hyundai, поднимали цены очень дозировано, и, по мнению ряда экспертов, торговали себе в убыток ради увеличения рыночной доли. Иные марки пытались остаться в прибыли, но теряли в продажах. Chevrolet и Opel предпочли сдаться без боя и уйти. Ценовая политика большинства брендов была турбулентной: прайс-листы корректировались регулярно, а стоимость автомобиля определялась как его официальной ценой, так и множеством бонусных программ, включая государственное субсидирование (утилизация, трейд-ин, льготные кредиты) и собственные скидки дилера или производителя. Зачастую узнать действительную цену авто можно было, лишь обратившись в конкретный автосалон. Летняя стабилизация курсов принесла временное облегчение, и ряд компаний даже «откатили» цены, однако уже в августе рубль снова стал дешеветь. Относительно осени 2014 года автомобили стали дороже в среднем на 25%, и, согласно прогнозу газеты «Коммерсант», неоднократная волна подорожаний ждет рынок в 2016 году. По данным издания, ряд компаний скорректируют цены уже в ближайшее время: ожидается, что Skoda повысит их примерно на 3%, Hyundai — в пределах 5%, Mazda — до 6%. Nissan уже поднял стоимость на 6%, Peugeot — на 4%. Для сравнения, стоимость Hyundai Solaris 1.6 6МТ Comfort в январе, мае, октябре и декабре 2015 года составляла 566, 616, 631, 666 тысяч рублей соответственно. Таким образом, за истекшие 11 месяцев указанная версия «Соляриса» подорожала на 100 тысяч рублей (+17,7%). Дешевле заморозить Помимо меньшей доступности автомобилей для россиян, проблема имеет и другой аспект: автомобильные производства рентабельны при объемах выпуска не ниже определенной величины. Какой именно — зависит от конкретного завода, однако в России все больше предприятий автопрома близки к временной остановке. Читать далее на сайте svpressa.ru