Аудитория Facebook в 2030 году составит 2,1 млрд человек, а не 5 млрд, как ожидает Цукерберг

Комментарий: На праздновании 12-летия сети Facebook, её основатель, Марк Цукерберг заявил, что рассчитывает к 2030 году увеличить аудиторию проекта до 5 миллиардов человек. С этой целью Цукерберг в сотрудничестве с правительствами развивающихся стран развернёт сеть беспилотных летательных аппаратов, которые будут питаться от солнечных батарей и раздавать Facebook бесплатно. Леонид Делицын, аналитик Группы компаний "ФИНАМ" Марк Цукерберг как бы невзначай говорит то об обеспечении землян Интернетом, то о доступе к Facebook. Реально пока он подключил к Facebook лишь несколько десятков тысяч человек в паре стран. По нашему прогнозу в 2030 году Интернетом будет пользоваться 5,2 миллиарда человек. таким образом, если Цукерберг имеет в виду Сеть в целом - то она достигнет этого показателя без всякой его помощи, за счёт роста проникновения мобильной связи и интернет-услуг в Азии. То есть не там, где Цукерберг планирует запускать дроны, а там, куда эти дроны, скорее всего, не допустят. Как известно, в Китай его компанию не пускают, а в Индии наложили некоторые ограничения на использование. Вся африканская аудитория - а именно в Африке дроны не встречают пока особого сопротивления - будет составлять не более 10% от общего числа пользователей социальной сети. Что касается аудитории собственно Facebook, то по нашему прогнозу его аудитория в 2030 году составит 2,1 миллиарда человек, или 42% аудитории Интернета, так же как и сегодня. Наш прогноз был подготовлен как раз к IPO компании в 2012 год и пока неплохо сбывался - мы предсказывали 1,58 миллиардов человек в 2016 году, а сам Facebook сообщает об 1,59 на конец прошлого года. При этом за истекшие четыре года Цукербергу, действительно, удалось расширить долю Facebook - но лишь с 36% до 42%. Даже если дроны покроют весь слабо развитый мир - а в силу небольшой продолжительности жизни в этих странах, аудитория там по возрасту, действительно, является целевой для Facebook - нужно ещё согласиться, что люди согласятся использовать урезанные возможности Facebook вместо обычного Интернета - а именно это будут предлагать дроны. Кроме того, надо поверить, что конкуренты Цукерберга будут сидеть, сложа руки, а за 15 лет на рынке не появится новых игроков. Да, в истории такое случалось - в России у "Яндекса" и Mail.Ru около десяти лет не было сопоставимых по размеру конкурентов. И всё-таки большие рынки неизбежно привлекают новых и новых игроков. Поэтому я полагаю, что и в 2030 году у Facebook будут в лучшем случае те же 42% аудитории, что и сегодня. Не все заявление Цукерберга стоит принимать всерьёз. Рынок их пропускает мимо ушей - сегодня стоимость акций упала на 4%. Вспомним - перед IPO он грозился, что капитализация его компании быстро достигнет триллиона долларов, однако рынок по сей день оценивает её втрое дешевле (302 млрд долл.).

Аудитория Facebook в 2030 году составит 2,1 млрд человек, а не 5 млрд, как ожидает Цукерберг
© ФИНАМ