Есть ли жизнь за МКАДом?
Уже много говорилось о том, что загородный рынок недвижимости находится в непростом положении: проектов слишком много, а вот спрос в настоящее время очень небольшой. Многие проекты попросту простаивают без покупателей или продают не более чем 20-25 процентов уже построенных домов. Вот и получается, что у загородных застройщиков есть выбор — либо замораживать свои проекты, либо повышать цены, чтобы покрыть убытки от нереализации, либо продавать себе в убыток. Но, с другой стороны, средняя стоимость квадратного метра в так называемом "ближнем поясе" Подмосковья составляет 92000 рублей. Получается, что за прошедший год стоимость "загородки" выросла почти на 3 процента. А это, в свою очередь, означает, что "замкадные" жилые комплексы по-прежнему остаются в игре. Эксперты российского рынка недвижимости признают, что именно подмосковные проекты находятся в настоящее время в наиболее сложной ситуации. Дело в том, что если еще год назад загородные застройщики боролись за покупателей со своими прямыми конкурентами, то в настоящее время они вступили в неравную схватку за клиентов со столичными девелоперами. И здесь ситуация для подмосковных девелоперов очень сложная. Дело в том, что в Москве застройщики готовы буквально сразу идти на скидку в 10 процентов. А потом, когда покупатель к ним приезжает, снижают еще процентов 10-15. Иными словами, в столице спокойно дают скидку в 20-25 процентов, а вот на загородных направлениях такую щедрость проявлять сложнее. Вероятно, эта тенденция сохранится на протяжении всего нынешнего года. Впрочем, долгосрочная политика демпинга постепенно будет утрачивать свою эффективность. А сами девелоперы прекрасно понимают, что в настоящее время необходимо искать новые способы выживания на нашем неспокойном рынке. Вопреки пессимистическим прогнозам многих экспертов о дальнейшей судьбе рынка подмосковной недвижимости на текущий год, настроения игроков стали более оптимистичными, как только продлили до конца 2016 года программу господдержки рынка ипотеки. Хуже, чем в прошлом году, точно не будет – уверены эксперты. Тем не менее, во многом итоги года будут зависеть от того, смогут ли подмосковные девелоперы выиграть конкурентную борьбу у московских проектов. Есть еще один важный момент на загородном рынке, на который обращают внимание многие эксперты. За последний год очень резко изменились ожидания покупателей, клиенты хотят получить жилье лучшего качества. Иначе говоря, обычные покупатели даже за минимальные деньги не согласны приобретать обычную “коробку” без отделки — тем более, если она находится за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги. Чтобы проект за кольцевой дорогой успешно продавался, жилой комплекс или поселок должны иметь собственную инфраструктуру, хорошую транспортную доступность и желательно современную отделку. По мнению Директора департамента консалтинга и управления проектами компании "Метриум Групп" Анны Соколовой, жизнь подмосковных девелоперов в этом году станет только сложнее. Ведь, по мнению эксперта, нынешний кризис не похож на те, которые рынок недвижимости пережил в 1998 и 2008-2009 годах. Но многие застройщики, как считает Соколова, этого не понимают и пытаются существовать по старым законам. "Демпинг — это не выход из сложившейся ситуации. Придерживаться такой тактики долгое время невозможно, это неминуемо ведет к краху. Поэтому, пока не поздно, нужно разрабатывать другие варианты. В первую очередь, это гибкий подход к каждому клиенту. Также необходимо быть готовым проводить доработку проекта с учетом меняющихся предпочтений покупателей. Только тогда у проектов за Московской кольцевой автомобильной дорогой есть будущее", — резюмирует Соколова. В общем, жилье за МКАДом имеет перспективы для роста продаж. Но для этого застройщики должны проявить гибкость.
