Правительство РФ намерено отказаться от использования танкеров, построенных на иностранных верфях

В ходе правительственного заседания под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича на минувшей неделе обсуждались планы по транспортировке нефти и СПГ, добытых на шельфе, исключительно на танкерах, построенных российскими судостроителями, сообщает «Коммерсант». Законопроект, существенно ограничивающий перевозки российской нефти и СПГ, разработал Минтранс в прошлом году. Документ предусматривает, что весь морской экспорт природного газа и шельфовой нефти (кроме нефти, добываемой на суше) планируется осуществлять только на судах под российским флагом. А с 2020 года перевозки должны осуществляться на судах, построенных российскими судостроителями. Именно это предложение поддержал Дворкович. Сейчас компании РФ не используют крупнотоннажные танкеры отечественного производства. Но и шельфовые проекты в РФ под вопросом из-за санкций, а реализация СПГ-проектов затруднена. Поэтому перечень проектов, которым могут понадобиться танкеры после 2020 года, невелик: это СПГ-завод НОВАТЭКа на Гыдане, СПГ-заводы «Газпрома» на Сахалине и Балтике, Долгинское месторождение в Печорском море («Газпром нефть»). Минтранс подготовил законопроект с этими предложениями еще летом 2015 года, с тех пор он обсуждается в правительстве. Эксперты отрасли связывают появление этой инициативы с намерением главы «Роснефти» Игоря Сечина загрузить строящийся центр судостроения «Звезда», сообщает «Коммерсант». Сейчас 75% минус 2 акции «Звезды» у СП «Роснефти» и Газпромбанка, блокпакет - у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предполагается, что контролирующим акционером «Звезды» станет «Роснефтегаз» (его совет директоров возглавляет Игорь Сечин) - после того, как внесет в капитал верфи 60 млрд руб. Крупнейшим российским перевозчиком нефти и газа является ОАО «Совкомфлот». ПАО «Совкомфлот» - российская судоходная компания, основанная в 1995 году. Входит в транспортный холдинг - «Группа компаний Совкомфлот (СКФ)», специализирующийся на морской транспортировке энергоносителей. 100 % акций АО «Совкомфлот» находится в собственности Российской Федерации. Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 140 судов общим дедвейтом 12 282 344 тонны и средним возрастом 7 лет. Треть судов имеет высокий ледовый класс. «Совкомфлот» оперирует судами в сегментах, наиболее востребованных ведущими российскими и международными нефтяными и газовыми компаниями. Компания участвует в обслуживании крупных энергетических проектов в России за ее пределами: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Приразломное», «Варандей», «Тангу», «Перегрино». В 2015 году чистая прибыль компании увеличилась в 4,2 раза и составила $354,5 млн против $83,9 млн годом ранее. Валовая выручка по итогам 2015 года выросла на 7,6% и составила $1,483 млрд (в 2014 году этот показатель равнялся $1,378 млрд). Выручка в тайм-чартерном эквиваленте выросла на 18,8% и достигла $1,240 млрд по сравнению $1,044 млрд в 2014 году. Показатель EBITDA вырос на 38,0% и составил $742,6 млн. Компания привлекла $756 млн в виде долгосрочных проектных кредитов. Эти средства будут направлены на строительство четырех многофункциональных ледокольных судов обеспечения добывающих платформ и трех челночных танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения (полуостров Ямал). Объем выручки будущих периодов в рамках указанных контрактов составит $2,9 млрд. Также компания заключила две сделки рефинансирования на общую сумму $130 млн.