Минэнерго: Энергетическая стратегия против «безуглеродной Восточной Сибири»
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ Аппарат Правительства Российской Федерации РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭНЕРГО РОССИИ) ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ул. Щепкина, д. 42, стр. 1, стр. 2, г. Москва, ГСП-6, 107 996 Телефон (495) 631−98−58, факс (495) 631−83−64 Е-mail: mineaergo@minenergo.gov.ru http://www.minenergo.giv.ru 15.02.2016 № АТ-1470/02 О проекте доклада по созданию в Восточной Сибири безуглеродной зоны Поручение Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2016 г. № П9−6757 В соответствии с указанным поручением Минэнерго России рассмотрело проект доклада Президенту Российской Федерации по вопросу разработки федеральной целевой программы превращения к 2030 году Восточной Сибири в безуглеродную зону (далее — федеральная программа) и сообщает следующее. Позиция Минэнерго России по вышеуказанному вопросу направлена в Минприроды России письмом от 11 февраля 2016 г. № АТ-1351/02 (прилагается). По предложению Минприроды России реализация пилотного проекта по превращению Восточной Сибири в безуглеродную зону может стать одним из мероприятий стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, предусмотренной пунктом 36 решения XXI сессии Конференции Сторон РКИК ООН документ FCCC/CP/2015/L.9 и пунктом 19 «парижского соглашения» (далее — стратегия низкоуглеродного развития до 2050 года). Вместе с тем при рассмотрении вышеуказанных предложений необходимо принимать во внимание, что Восточная Сибирь является одним из основных угледобывающих регионов России, в котором в том числе расположен Канско-Ачинский буроугольный бассейн, отнесенный Энергетической стратегией России на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, к разряду стратегических, а значительное число предприятий угольной промышленности в регионе являются градообразующими. При этом в Восточной Сибири также расположены крупнейшие угольные электростанции, которые являются основными источниками не только электрической, но и тепловой энергии. Относительная близость расположения электростанций от источников топлива — крупных угольных разрезов позволяет обеспечить их конкурентоспособность на рынке электрической энергии и мощности. Так, в случае ухода указанных электростанций с рынка, альтернативные им гидроэлектростанции, характеризующиеся весьма неравномерным графиком нагрузки, связанным с периодами большой и малой водности рек, не смогут обеспечить потребности региона в электрической и тепловой энергии. Перевод электростанций на газовое топливо в большинстве регионов Восточной Сибири в настоящее время невозможен в виду отсутствия необходимой газораспределительной инфраструктуры, строительство которой потребует значительных средств и времени. Строительство атомной генерации в регионах Восточной Сибири, характеризующихся высокой сейсмичностью, также представляет собой трудную инженерную задачу, требующую для своего решения значительных финансовых и временных затрат. Предлагаемая альтернатива использования угля в качестве сырья для углехимии является одним из приоритетных направлений развития угольной промышленности. Так 20 августа 2014 г. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем утвержден комплекс мер по развитию углехимической промышленности и увеличению объемов производства продуктов углехимии. Однако объем потребления угля для нужд углехимической промышленности даже по самым оптимистическим оценкам будет несопоставим с объемом потребления угля для выработки электрической и тепловой энергии. Кроме того, серьезную проблему представляет отсутствие в России промышленно освоенных технологий углехимии и оборудования их реализации. В большинстве таких проектов речь вдет об использовании иностранных наработок (прежде всего ЮАР, Германии и Китая), а также о доведении отечественных лабораторных и полупромышленных образцов до промышленного (серийного) производства. При этом необходимо учитывать тот факт, что элементный состав угля может существенно изменяться даже в границах одного месторождения, что очень часто приводит к необходимости «доводки» углехимической технологии при переходе от одного участка к другому. Также при рассмотрении перспектив развития углехимии в Восточной Сибири необходимо принимать во внимание тот факт, что в регионе расположены крупные нефтеперерабатывающие предприятия (Ангарский НПЗ, Ачинский НПЗ и др.), а в перспективе рассматривается создание газохимического комплекса на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Также, введение в действие углеродного налога приведет к росту финансовой нагрузки на угледобывающие предприятия в части фугитивных выбросов шахтного метана при проветривании и дегазации угольных пластов, сократить которые не представляется возможным в связи с требованиями промышленной безопасности при ведении горных работ. Учитывая вышеизложенное, Минэнерго России считает важным в докладе Президенту Российской Федерации по вопросу разработки федеральной программы указать, что формирование перечня мероприятий стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года, в том числе целесообразность реализации федеральной программы, должна определяться по итогам выполнения плана реализации комплекса мер по ратификации «парижского соглашения», разрабатываемого в настоящее время в рамках поручения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № АХ-П9-П-4450с, и плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р, а также после проведения соответствующих технологических, экономических, социальных и экологических обоснований их реализации. Приложение: на 5 л. в 1 экз. А.Л. Текслер Департамент государственной энергетической политики
