По итогам первого квартала 2016 года спрос на люксовые отели Северной столицы показал лучший за последнее десятилетие результат – 41,8%. Такие данные следуют из отчета JLL. Люксовые надежды При этом загрузка отелей в среднем по рынку по итогам первого квартала немного снизилась по сравнению с предыдущим годом (на 2,6 п.п.), составив 44%. Однако данный результат все равно превышает показатель первого квартала 2014 года, отмечают эксперты. За счет значительного увеличения среднего тарифа (на 9% — до 4 тыс. рублей) показатель доходности на гостиничный номер в Северной столицы вырос на 8%, достигнув около 1,8 тыс. рублей. «Лидером по темпам роста показателей на гостиничных рынках Москвы и Петербурга стал люксовый сегмент, который за счет повышения тарифов и наращивания загрузки продолжает отыгрывать потери, понесенные в результате ослабления рубля, — говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер. — В Санкт-Петербурге спрос на люксовые отели в первом квартале достиг наивысшего уровня за десятилетие: загрузка составила 41,8%, средний тариф – 10,7 тыс. руб., что почти на 1 тыс. руб. превысило предыдущий рекорд, установленный в первом квартале 2015 года». При этом в качественных отелях среднего и верхнего предела среднего сегмента в первом квартале загрузка упала на 3-4 п.п., в то время как средний тариф незначительно вырос. В итоге показатель доходности на номер в этой ценовой категории в Петербурге незначительно упал, отмечают эксперты. «Результатом летнего периода — с мая по сентябрь — для всех гостиничных сегментов на туристических рынках обычно является серьезный рост как загрузки, так и тарифов. В прошлом году, например, отели нижних ценовых сегментов Санкт-Петербурга показывали в эти месяцы очень высокую загрузку — от 80 до 85% — при сильных ценовых позициях. Такие показатели стали результатом серьезного роста объема внутреннего спроса и группового туризма из стран Азии, ориентирующегося, в основном, на недорогие отели, — отмечает Т.Веллер. — Остается надеяться, что данная динамика в этом году сохранится, и отельеры смогут воспользоваться ситуацией и продолжить наращивать тарифы и, соответственно, доходность». Отчеты о прошлом Как ранее сообщал РБК Петербург, по итогам 2015 года средняя загрузка по рынку в Петербурге выросла по сравнению с 2014 годом — на 12,8%, и 7,3 п.п. соответственно, до 64,3%. Доходность на номер (RevPAR) в рублевом выражении в городе побила рекорды с увеличением в 26,3% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, следовало из обзора ситуации на гостиничных рынках Москвы и Петербурга JLL. В прошлом году на петербургском гостиничном рынке также наблюдалось увеличение среднего тарифа (ADR) в рублях почти на 9% — до 6,2 тыс. руб., причем основными драйверами динамики среднего показателя по рынку выступили наиболее дорогие, верхние сегменты. Нижние ценовые сегменты в свою очередь создали необходимый объем загрузки. В Петербурге люксовый сегмент завершил год с ADR почти в 13 тыс. рублей (зафиксирован двузначный рост показателя по сравнению с 2014 годом — на 19%). Прогнозы на будущее По прогнозам экспертов гостиничного рынка, вообще в 2016 году ожидается весьма слабое оживление рынка в части нового ввода: в Петербурге заявлено к вводу около 400 брендированных гостиничных номеров. Большая их часть относится к среднему сегменту. Из проектов, ожидаемых в этом году, эксперты упоминают первый в России отель Jumeirah на 76 номеров, а также первый отель в составе петербургского выставочного центра «Экспофорум» — Hampton by Hilton, открытие которого, запланировано к Петербургскому международному экономическому форуму (ПМЭФ). По прогнозам JLL, в течение ближайшего года локальный спрос будет превалирующим источником дохода для большинства отелей, туристы из массовых азиатских направлений будут превалирующей географией зарубежного спроса, при дальнейшей стимуляции государством внутреннего туризма будет увеличиваться популярность российских направлений выходного дня и отпуска, тарифы в долларовом выражении должны начать стабилизироваться, считают эксперты. При этом инвесторы будут крайне консервативно подходить к запуску реализации новых проектов. Кроме того, у отелей всех сегментов наметилась возможность наращивать тарифы на фоне растущего спроса, чему будет способствовать стимуляция правительством дальнейшей локализации экономики. Количество гостей из-за рубежа может вырасти лишь в случае стабилизации геополитической ситуации в мире и улучшения внешнего имиджа России.
