«Административные барьеры мешают бизнесу и экономике развиваться»

Масштабное отраслевое мероприятие, организованное Министерством промышленности и торговли РФ и Российской ассоциацией экспертов рынка ритейла, проходит в Москве с 7 по 12 июня. На нем формируются основные направления развития сферы розничной торговли, определяются подходы государства к развитию современного и цивилизованного рынка ритейла, а также решаются проблемы отрасли. Деловая программа форума включает больше 40 мероприятий, в их числе конференции, экспертные сессии и панельные дискуссии. В нескольких мероприятиях, на которых обсуждалась ситуация, сложившаяся в сфере госрегулирования торговли, приняли участие эксперты пивоваренной компании «Балтика». Они представили коллегам свою экспертизу, свой взгляд на проблемы «взаимодействия бизнеса, государства и общества в вопросе установления приемлемых правил игры на алкогольном рынке для всех заинтересованных сторон». По их мнению, баланс — один из важнейших элементов, отвечающих за стабильность всей экономической модели. И чем более предсказуемы условия ведения бизнеса, тем выше экономические результаты и показатели. В то время как радикальные ограничения в области торговли алкоголем в целом, которые сегодня обсуждаются, в нынешних экономических условиях способны нарушить существующий баланс и могут негативно сказаться на товароообороте. Ассортимент товаров, которого удалось добиться, в том числе, в условиях санкций и контрсанкций, при этом может сократиться, а цены вырасти. В связи с этим участники панельной дискуссии «Оптовое и розничное регулирование алкогольного рынка» отметили необходимость создания таких условий ведения деятельности, чтобы интересы всех сторон находились в равновесии. Особую роль здесь играет сбалансированный подход государства к регулированию этого рынка. Однако, по словам Гавриила Навроцкого, директора по развитию продаж «Балтики», отрасль на сегодняшний день излишне зарегулирована. «Мы имеем внушительный список запретов и ограничений, связанных с торговлей алкоголем, большая часть из которых применяется в субъектах Российской Федерации», — сказал он и посетовал, что «нередко региональные власти вместо развития спорта, культивирования здорового образа жизни, развития культуры потребления алкоголя идут по пути радикальных ограничений торговли алкогольной продукцией по площади, месту, времени, условиям». Многие ограничения, как считает эксперт, оказались неоправданными и спорными. Такой подход не только не способствует снижению алкоголизации населения, но, напротив, становятся серьезным ударом по легальным производителям алкоголя и смежным отраслям. Продолжая тему smart regulation («умного регулирования») Игорь Майоркин, директор по развитию национальных ключевых клиентов пивоваренной компании, заявил, что «государство не должно слишком активно вмешиваться в экономику, регулирование должно быть эффективным, а не тотальным». По его мнению, «правильным альтернативным путем могло бы стать развитие системы саморегулирования, которая бы устанавливала соответствующие правила деятельности и ответственность за их нарушение для участников процесса». Это как раз тот путь, когда, не теряя важной функции контроля, государство могло бы «помочь бизнесу вытащить себя и экономику страны». Сделать это, считает эксперта, «достаточно просто — снять излишние административные барьеры».