Fitch предупредило о возможности дальнейших понижений рейтингов российских регионов
Fitch предупреждает о возможности дальнейших понижений рейтингов местных и региональных правительств в России, несмотря на признаки того, что в целом бюджетные показатели стабилизируются. Fitch осуществляет рейтинговое покрытие по 47 регионам и территориальным единицам более низкого уровня (по преимуществу – по регионам). Из них у 18 – рейтинги с «негативным» прогнозом, однако у 10 рейтинги ограничены суверенным («ВВВ-» c «негативным» прогнозом). Число рейтингов с «негативным» прогнозом сейчас ниже, чем 12 месяцев назад: 38% против 44%. Ни по одному рейтингу нет «позитивного» прогноза. Уменьшение доли рейтингов с «негативными» прогнозами отражает признаки стабилизации бюджетных показателей: агрегированный дефицит сократился до 1,8% общих доходов в 2015 году с 7,9% в 2013 году – и в Fitch ждут сохранения нисходящего тренда в текущем году. Ключевыми факторами сокращения дефицита стали уменьшение неосновных операционных расходов и заморозка инвестиций. Вместе с тем, с бюджетным профицитом или сбалансированным бюджетом закончили 2015 год лишь 11% тех регионов и других территориальных единиц, по которым Fitch осуществляет рейтинговое покрытие. «Дальнейшее улучшение операционных показателей для того, чтобы сделать бюджеты более сбалансированными, может оказаться непростым. Инфляция и решение федерального правительства об увеличении зарплат в госсекторе сделает сложным сокращение операционных расходов. Налоговые доходы, на которые приходится около трех четвертей всех доходов, уязвимы к экономической волатильности, а мы прогнозируем, что реальный ВВП вновь сократится в этом году – хоть и лишь на 0,7%. Мы ожидаем, что налоговые доходы увеличатся на 5% в этом году, ниже прогнозируемого нами на конец года уровня инфляции 8,2%», - отмечают в Fitch. Перманентный дефицит привел к поступательному росту долгового бремени и агрегированный прямой риск (по облигациям и банковским кредитам плюс другие учитываемые Fitch обязательства, включая кредиты федерального бюджета) приближается к 30% совокупного дохода. В Fitch отмечают, что в среднем долговое бремя умеренно, однако оно сильно разнится между различными регионами. В некоторых случаях прямой риск приближается к 100% текущих доходов. Увеличение долга и его краткосрочность усиливают риски рефинансирования. Федеральное правительство смягчает проблему, предоставляя дешевые бюджетные кредиты, однако, как полагают в агентстве, «федеральное правительство может начать сокращать выделение таких кредитов в рамках собственных усилий по бюджетной консолидации – а это означает сдвиг в сторону более дорогого финансирования на рынке облигаций».
