Фабрика для соболя «Я продаю на бирже лучший соболь в стране. Мне надоело отдавать шкурки по $100», — объяснил Гуцериев запуск нового проекта. Структурам БИН принадлежит один из крупнейших российских племенных зверосовхозов — «Салтыковский» в подмосковной Балашихе, основанный в 1931 году. В 2001 году Михаил Гуцериев купил «Салтыковский» у экс-владельца «Ингосстраха» Андрея Андреева. В материалах ОАО «Племенной зверосовхоз «Салтыковский» отмечается, что на 1 апреля 2016 года в собственности у ЗАО «Промышленно-финансовая компания БИН» было 92,57% «Салтыковского». Сам Гуцериев по первому образованию — скорняк, в 1980-м он окончил Джамбульский технологический институт легкой и пищевой промышленности по специальности «Технология кожи и меха». В хозяйстве «Салтыковский» разводят уникального серого соболя, норок и лисиц, а также выращивают молодняк на продажу. По данным отчетности, в 2015 году предприятие продало более 60 тыс. шкурок, выручка от реализации звероводческой продукции составила 167,4 млн руб., общая выручка — 226,7 млн руб., а чистая прибыль по РСБУ — 24,8 млн руб. Фабрику и сеть бутиков Гуцериев планирует развивать в партнерстве с основательницей мехового ателье VeraMaxima Верой Дейниченко, подтвердила РБК Александра Манухина, дочь Дейниченко и совладелица VeraMaxima. Для совместного предприятия было зарегистрировано новое юридическое лицо ООО «ПО Меховые промыслы». По данным системы СПАРК, основной долей (75%) предприятия владеет ЗАО «Финкомтраст ЛТД», остальное принадлежит Дейниченко. Представитель Гуцериева подтвердил распределение долей, и то, что бизнесмену принадлежит 75% СП. В совместное предприятие она вносит оборудование и бренд VeraMaxima. Дейниченко также будет отвечать за организацию производственной базы и создание коллекций, а Манухина — за развитие нового розничного канала. Сотрудники ателье VeraMaxima должны перейти в новую структуру. Само ателье, расположенное в Москве в Петровско-Разумовском проезде, 3/1, будет закрыто. Объем инвестиций стороны не раскрывают. Меховая фабрика должна открыться 11 июля в двухэтажном особняке в центре Москвы — на Коровьем валу, 1а. Площадь производства составит около 600 кв. м. По данным сервиса подбора предложений коммерческой недвижимости Universal Property, аренда квадратного метра в этом здании составляет 19,5 тыс. руб. в год, то есть годовая аренда всего особняка обойдется в 10,6 млн руб. Группа БИН Микаила Шишханова и семьи Гуцериевых владеет Бинбанком, занимающим 15-е место среди российских банков по версии «Интерфакс-ЦЭА» и является одним из крупнейших владельцев российской коммерческой недвижимости. Ей принадлежит торговый центр «Калейдоскоп» (45 000 кв. м), логистический комплекс «Северное Домодедово» (540 000 кв. м). А также отели «Марриотт Гранд» и Sheraton Palace на Тверской и др. В 2015 году группа БИН приобрела логистический комплекс «PNK-Чехов» общей площадью 337 000 кв. м, стоимость этой сделки оценивалась более чем в $200 млн. По данным газеты «Ведомости», группа контролирует компанию «Росагро», управляющую не менее чем 400 000 га сельскохозяйственных земель, на которых выращиваются пшеница, рапс, тритикале, подсолнечник и другие культуры. Группа также владеет финансовыми и строительными активами. В том числе пятью пенсионными фондами, лизинговой компанией «Европлан», страховой компанией «БинСтрахование». Крупнейшие строительные структуры, принадлежащие БИН, — компания «Интеко» (годовая выручка — около 20 млрд руб.), «Моспромстрой» (17,2 млрд руб.), «Патриот» (9 млрд руб.), «Авгур Эстейт» (5,5 млрд руб.) и «А101 Девелопмент». Также Михаил Гуцериев и члены его семьи контролируют компанию «Русснефть» (входит в десятку крупнейших нефтяных компаний) и ряд других нефтяных активов. Собственная розница Ателье VeraMaxima существует с середины 1990-х и работает с продукцией зверосовхоза «Салтыковский» уже много лет. Семейное производство отшивает меховые изделия как для индивидуальных, так и для корпоративных клиентов, рассказывает Манухина. По ее данным, в среднем в год выпускается 100 полноценных меховых изделий (шубы, полушубки) и около 500 аксессуаров (шапки, варежки и другие вещи). Запуск новой фабрики позволит увеличить мощности в три раза, при этом основной акцент будет сделан не на шубах, а на малых формах меховых изделий и аксессуарах, говорит Манухина. В течение двух лет планируется выстроить полный цикл производства меха и обслуживания клиентов таким образом, чтобы собственный контроль качества сохранялся на всех этапах: от выращивания соболя, выделки и пошива до ухода за готовыми изделиями. У предприятия будет собственная химчистка и холодильник для хранения изделий в летнее время. По замыслу Гуцериева, большая часть произведенной в Москве продукции будет отправляться за рубеж. Манухина рассказала, что об экспортных заказах представители компании планируют договориться в марте 2017 года на итальянской меховой выставке Mifur, куда привезут уже новую коллекцию. В России же изделия будут продаваться в фирменной розничной сети: первые магазины откроются в октябре 2016 года в Москве и Санкт-Петербурге, сообщила Манухина. Бренд еще разрабатывается, у VeraMaxima уже есть бутик на горнолыжном курорте «Роза Хутор» — он будет переименован. В 2017 году запланирован выход сети в сибирские города. Площадь каждого из бутиков предположительно составит 50–70 кв. м, оформлены они будут в стиле «гостиных шале»: с каминами, креслами и стеллажами. Ассортимент магазинов будет насчитывать около 120 товарных позиций, большую его часть сформируют аксессуары. «Несмотря на то, что мы расширяем производство, мы не стремимся к массовости нашей продукции. Например, в мультибрендовые каналы продаж точно не будем ее отдавать», — объясняет Манухина. Средний чек магазинов, на который рассчитывают партнеры, составит около 60 тыс. руб. Инвестиции в открытие одного подобного магазина, включая ремонт, торговое оборудование и установку кассы, но без стоимости товарного запаса, гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров оценивает в 5 млн руб. Падающий рынок Продажи верхней одежды из меха в России по итогам 2015 года снизились на 11,6%, до 109,4 млрд руб., это примерно 11,7% от всей реализации верхней одежды, следует из отчета «РБК. Research». Лидером сегмента является сеть «Снежная Королева», которая на конец 2015-го насчитывала 105 магазинов. По оценке «InfoLine-Аналитики», торговый оборот одноименной компании в прошлом году в сравнении с 2014-м снизился на 17,3%, до 13,9 млрд руб.
