23 июля в России отмечается день работника торговли. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, число торговых предприятий за последний год выросло на 1,3 тыс., а средняя заработная плата превысила 50 тыс. руб. (для сравнения, средняя зарплата по России, согласно данным Росстата, составляет 38,6 тыс. руб.). Отрасль продолжает расти, число вакантных торговых площадок уменьшается, рассказал в интервью ТАСС руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. - Каково на сегодня состояние торговой отрасли в Москве? В каких сегментах сейчас наблюдается подъем, в каких спад? - Сегодня в Москве работает чуть больше 56 тыс. предприятий торговли. И это на 1,3 тыс. больше, чем в прошлом году. То есть, несмотря на кризисные явления в экономике отрасль продолжает развиваться. Ежегодно вводится более 1 млн кв. м торговых площадей. Последние несколько лет средний процент по вакантным площадям находился на уровне 4,4%, в прошлом году он был порядка 11%, с начала этого года снизился до 9%. Это говорит о том, что спрос на помещения есть и бизнес хочет развиваться. Да, маржа низкая, собственники торговых помещений вынуждены идти арендаторам навстречу: они делают арендные каникулы либо в течение нескольких месяцев взимают оплату только за коммунальные услуги, уборку помещений, арендные ставки фиксируются ставки в рублях, а не в валюте. Все-таки спрос сейчас диктует свои условия, и рынок аренды коммерческой недвижимости подстраивается под этот спрос - это то, чего не было год назад. Состояние отрасли, конечно, зависит от общего уровня доходов населения, а именно от того, сколько люди готовы тратить денег на еду, одежду, отдых, услуги и проч. В непростой ситуации оказались продавцы товаров долгосрочного пользования: люди стали меньше покупать бытовую технику, автомобили. Зато вырос сегмент продовольственных товаров, выросли расходы москвичей на общественное питание, и в этой связи количество кафе и ресторанов в Москве довольно динамично растет. Этому есть логическое объяснение: люди стали меньше ездить за границу, остаются в стране и тратят деньги здесь. И, конечно, хочется праздника на душе и почему бы в пятницу или субботу не сходить в кафе или ресторан. - Какова динамика цен? Какой доход приносит городу торговля? - С начала года рост цен составил 4,3%, в прошлом году он был примерно в три раза больше – около 12%. Сейчас летний период в разгаре, собирается урожай, так, огурцы и помидоры, с начала лета подешевели на 12-20%. Но это традиционное снижение, обусловленное сезоном. Если говорить о доходах от торговой отрасли, то почти четверть доходов бюджета города 175 млрд руб. – это те налоги, которые выплачивают наши торговые предприятия. - Сколько в среднем зарабатывает работник отрасли и сколько человек занято в торговле в столице? - Наша отрасль – одна из самых мощных: в ней заняты 1,8 млн человек. То есть практически треть всех горожан трудоспособного возраста работает в том или ином сегменте потребительского рынка. Средняя зарплата по отрасли составляет 53 тыс. руб., и, на мой взгляд, она достаточно неплохая (согласно данным Мосгорстата, средняя заработная плата в Москве в первом полугодии 2016 года составляет 74,7 тыс. руб. - прим. ТАСС). - Вторая волна сноса самостроя в этом году затронет достаточно объектов в спальных районах Москвы. Многие жители привыкли покупать продукты и мелкие товары в этих ларьках. Будут ли каким-то образом компенсированы данные торговые площади? Возможно, с помощью нестационарных торговых объектов или объектов мобильной торговли? - Мы провели полный анализ всех мест, где будут демонтироваться объекты самостроя. В радиусе примерно от 100 до 300 м в этом же районе расположено довольно большое количество торговых объектов, а также есть вакантные площади. При этом цены там ровно такие же, какие установлены и в объектах под снос. Согласно нормативам Минпромторга (министерства промышленности и торговли Российской Федерации), в Москве на каждую тысячу жителей должно приходится 709 кв. м торговых площадей. У нас этот показатель равен 874 кв. м. То есть на 23% больше. Мы также разработали свой коэффициент - коэффициент доступности. Каждый житель должен иметь возможность прийти в магазин, расположенный в 300-500 м от его дома. И на сегодняшний день 94,4% москвичей имеют такую возможность. И это достаточно высокий показатель. - Городские фестивали следуют один за другим и пользуются все большей популярностью. В чем основная идея “Московских сезонов” (название цикла ежегодных столичных фестивалей - прим. ТАСС)? - В 2012 году мы впервые попробовали сделать в Москве рождественскую Страсбургскую ярмарку (аналог традиционной ярмарки в Страсбурге, во время которой можно купить новогодние украшения, сладости, деликатесы, сувениры - прим. ТАСС). Это вызвало огромный интерес: все товары, которые были запланированы к реализации на две недели, были распроданы за первые три дня. Это подтвердило то, что фестивальное движение, которое практикуют многие наши зарубежные коллеги, действительно привлекает большое количество как жителей города, так и туристов. Оно становится одним из драйверов развития городских общественных пространств. Каждый наш фестиваль тематический, и по большому счету в первую очередь это развлекательное мероприятие, а не торговое. На общественных пространствах - на городских площадях и улицах - мы создаем некие активности: проводим мастер-классы, анимации, конкурсы, квесты. На многих улицах, которые стали пешеходными, пешеходов в тот момент особо не прибавилось. И мы начали их привлекать туда с помощью фестивалей. Сейчас мы пробуем увеличивать их число, поскольку есть запрос и от людей, и от бизнеса. - Город зарабатывает на фестивалях? - Косвенно: во время фестивалей у ресторанов, магазинов увеличивается выручка, они также создают рабочие места, пусть и временные, соответственно растут налоговые поступления в городскую казну. - А сколько зарабатывает? - Согласно опросам и экспертным оценкам, посетители фестивалей - москвичи - тратят в среднем 1 тыс. руб. в день. Если это турист из другого города, он вместе с гостиницей, питанием и транспортом потратит порядка 10 тыс. рублей в день. Ну а иностранный турист в среднем тратит за выходные или несколько дней в Москве около 40 тыс. руб. Так, фестиваль "Московская весна" и "Рыбная неделя" посетили порядка 8 млн человек. Из них 2 млн - из России и стран СНГ, 400 тыс. - иностранных туристов и около 6 млн - гостей из Москвы и Московской области. Таким образом, от такого фестиваля, как "Московская весна", в бюджет столицы поступило около 350 млн руб. - Несет ли город затраты на организацию и обустройство фестивальных площадок? - Да, город тратит деньги на проведение фестиваля. В него входит и установка шале, подключение их к электросетям, оплата электроэнергии, уборка, охрана, декорирование территории, вывоз мусора. - В этом году вы впервые проводите фестиваль “Снова в школу”. Расскажите о нем немного. Цены на школьную продукцию будут ниже или на уровне магазинных? - Цикл летних фестивалей закончится фестивалем "Снова в школу". Он пройдет с с 24 по 31 августа. Когда-то в столице проводились школьные ярмарки, но, как показала практика, не всегда их ассортимент и цены отвечали потребностям москвичей. У нас сам фестиваль не является торговым: мы делаем основной упор на культурную, образовательную программу. Каждая площадка будет посвящена отдельному школьному предмету. Будут организованы мастер-классы, опыты, эксперименты, анимация, квесты, конкурсы. Победителям будем вручать подарки и сертификаты. То есть фестиваль и порадует детей, и настроит их на учебный лад. Также мы договариваемся, чтобы участники фестиваля продавали продукцию по тематике мероприятия, и мы их ориентируем на то, чтобы позиции были дешевле, чем в розничной сети. - Получилось ли продать этим летом 1 тыс. тонн клубники, как вы обещали? - Продали 1,2 тыс. тонн. Москвичи достаточно активно покупали клубнику, хотя цены, на мой взгляд, были не низкие. Средняя планка держалась в 300-350 руб. за 1 кг. - Когда у нас начнут работать бахчевые развалы? Сколько их будет? - Традиционно сразу после Дня воздушно-десантных войск, с 3 августа, заработают 225 площадок. Мы разыграли их на аукционах в прошлом году, и по итогам с победителями были заключены пятилетние контракты. Мы еще планируем дополнительно провести аукционы на 39 площадок. И я надеюсь, что до августа мы их разыграем. - Каким образом будет контролироваться качество арбузов и дынь? - Вся продукция проходит проверки Роспотребнадзора. На каждую партию делается отдельное заключение. Поэтому очень важно всегда смотреть при покупке, когда и кем выдано это заключение. Оно должно находиться у в точке продаже бахчевых на информационном стенде. Мы прекрасно понимаем, что если такое заключение недельной давности, а точка проходная, не факт, что это те же самые арбузы, которые брал на проверку Роспотребнадзор. Поэтому жители могут обращаться в префектуру или управу района, а также в наш департамент, для того чтобы мы таких предпринимателей стимулировали сдавать свою продукцию на проверку чаще. - А сам департамент может проводить проверки? - С точки зрения организации пространства, обустройства торгового места и наличия всех необходимых документов на продукцию, а также у сотрудников, которые ее продают, да, мы проводим такие проверки. - Какие новинки ждут москвичей в сфере торговли в ближайшее время? - Будем последовательно развивать нашу программу по установке нестационарных торговых объектов. Также в этом году мы впервые разыграли на аукционах вендинг на молокоматы. Буквально несколько дней назад. Вначале мы провели эксперимент, он был поддержан жителями. К настоящему моменту мы разыграли 29 площадок для установки молокоматов. Надеемся, в течение месяца победители аукционов свои аппараты поставят. При этом автоматы круглогодичные: работают при температуре минус 25 - плюс 40 градусов по Цельсию. Сама технология позволяет максимально безопасно разливать молоко, и Роспотребнадзор в том числе согласовал эту конструкцию. Беседовала Евгения Климова
