Нефтяным тут не место

Постоянными лидерами по капитализации на американском рынке уже долгое время являются Apple ($567,8 млрд), Alphabet, материнская компания Google ($543,4 млрд), и Microsoft ($440,9 млрд). Кроме того, в пятерке — Amazon ($364 млрд), а также в топ-5 находился единственный нефтяной гигант Exxon Mobil Corp. ($356,06). Впервые за 36 лет Exxon Mobil Corp. вылетела из пятерки — по данным S&P Dow Jones Indices, компания ни разу с 1980 года не покидала топ-5 и девять раз становилась самой крупной по рыночной стоимости компанией. Отчет по второму кварталу 2016 года Exxon показал, что чистая прибыль компании упала почти на 60%, причем падение наблюдается на протяжении семи кварталов, выручка же уменьшается и вовсе восемь кварталов подряд. После публикации отчетности акции Exxon подешевели на 1,4%. К этому моменту цены на нефть снизились, и стоимость бумаг нефтяной компании упала еще на 3,5%. Exxon вылетела из пятерки крупнейших американских компаний – 2 августа компания занимала лишь шестое место. Как пояснил «Газете.Ru» главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров, значительно снизилась стоимость единицы сырья, добываемого компаниями (причем произошло это в том числе и благодаря новым технологиям), вследствие чего начали снижаться доходы сырьевых производителей. «На коне оказываются как раз компании, производящие и торгующие технологиями», — резюмирует Тихомиров. С другой стороны, нефтегазовая отрасль уже давно считается «зрелой» и даже «закатной» и будет уходить на задний план, как сейчас это происходит с угольной промышленностью. Возможности реального взлета, прорыва у нефтегазовой отрасли уже нет, считает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. Привязка к нестабильным ценам на нефть сильно сказывалась на ExxonMobil на протяжении нескольких лет: в 2015 году выручка составила $59,8 млрд, чистая прибыль — $16,2 млрд. Для сравнения, лидеры IT-индустрии чувствуют себя более уверенно — за прошлый год Amazon получила $107 млрд выручки и $596 млн прибыли, Google — $74,5 млрд и $4,9 млрд, Facebook — $17,9 млрд и $3,6 млрд. Как отмечает Bloomberg, лидерство пяти IT-компаний по капитализации является беспрецедентным случаем. В 2011 году, к примеру, два первых места принадлежали Exxon и Shell, а Apple была единственной технологической компанией в пятерке. В 2006 году ее сменила Microsoft – снова в одиночку, окружаемая компаниями, которые работали в сферах энергетики, банковского сектора и производства. При этом в конце 1990-х годов интернет и все, что с ним связано, также привлекали внимание инвесторов. Эра доткомов во времена начала массового распространения интернета принесла инвесторам очень много убытков, а в 2000 году все закончилось достаточно плачевно — множество доткомов попросту обанкротились. Индекс NASDAQ обвалился, а к интернету начали относиться с особой осторожностью. В настоящее время мировые IT-лидеры научились получать выгоду из постоянно растущей интернет-аудитории — преимущественно рекламный рынок позволяет тем же Facebook и Google наращивать свои показатели на десятки процентов в год. Тем не менее, по мнению венчурного инвестора Кремниевой долины и бывшего исполнительного директора Apple Джо Шендорфа, в ближайшие 20 лет гигантам Microsoft и Google вряд ли удастся сохранить свои лидирующие позиции. «Никто не застрахован от падения. Когда я только появился в Кремниевой долине, самыми сильными были так называемые «Белоснежка и семь гномов». Белоснежка — компания IBM, которая занимала около 90% рынка. Другие восемь компаний, о которых уже никто не помнит, исчезли, как только появились компании, делающие мини-компьютеры, их заменили производителями компьютеров, а затем и вовсе стали главенствовать компании, занимающиеся серверами. Так что они в лидерах далеко не навсегда», — отметил Шендорф. По мнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, такие перестановки объясняются довольно просто — самые дорогие компании обычно те, которые создают наибольшую добавленную стоимость. Главными ресурсами IT-компаний являются люди и информация, при этом данные с экономической точки зрения являются неисчерпаемым ресурсом. «Информационные товары вообще могут обладать стремящимися к нулю маржинальными издержками (или, по крайней мере, резко снижающимися с увеличением производства), что часто позволяет быстро масштабировать продукты на огромное число потребителей. Отсюда и любовь инвесторов, следовательно, и список топовых компаний», — отметил Казарян. Что касается нефтяных компаний, крупнейшая из которых теряет в показателях квартал за кварталом, очевидно, что в новой реальности они просто неспособны так же эффективно переводить информацию в прибыль. С тем, что «реальное» сырье больше не может выступать гарантом успеха, соглашается и аналитик БКС Кирилл Чуйко. «Вкладывать в виртуальное выгодно, там есть куда двигаться. Основная причина успеха — это мировая востребованность», — считает Чуйко.

Нефтяным тут не место
© Газета.Ru