Не в кассу: почему банки плохо зарабатывают на комиссиях
Ставка на рост комиссионных доходов банков в кризис себя не оправдала. Доля таких доходов в структуре прибыли отечественных банков падает. За семь месяцев 2016 года этот показатель составил всего 11%. Доля доходов, получаемая от комиссионного бизнеса, снижается начиная с 2014 года. Почему так происходит? Банк как супермаркет В 2014 году общая доля комиссионных доходов в объеме процентного и комиссионного дохода была 20%, в 2015 году — уже 15%. Сейчас дошли до 11%. Об этом рассказал Банки.ру управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев. По его словам, суммы, полученные банками от расчетно-кассового обслуживания и всех видов трансакционных операций, сократились в 2016 году в абсолютном выражении на четверть. Идея активно переориентировать свой доход в сторону получения большей прибыли от комиссий овладела банковским сообществом еще в относительно благополучном для экономики 2012 году, когда регулятор впервые стал «закручивать гайки» банкам в области процентных доходов. Именно тогда по решению судов банки были вынуждены отказаться от всех видов вмененных выплат, которые кредитные организации «продавали» клиентам вместе с кредитом, — платы за ведение ссудного счета, платы за выдачу денег и тому подобных навязываемых услуг. Позднее и Банк России начал пытаться ограничивать банки в размерах ставок по кредитам. А уже в середине 2014 года проявились первые признаки системного кризиса в экономике, обернувшегося в том числе падением доходов населения и спроса на кредиты. Но финансовым организациям надо было продолжать на чем-то зарабатывать прибыль. И они вспомнили о том, что банк — это, в принципе, супермаркет. Поэтому может торговать чем угодно — страховками, консультациями адвокатов, помощью в продаже билетов или заполнении налоговой декларации. И понеслось… Но, как показывает статистика, пока особенно заработать на дополнительных услугах у банков не получается. Не надо было цены задирать Снижение доли комиссионных доходов в чистой прибыли банков на протяжении последних двух лет — очевидный факт. В последнем квартале тенденция также получила развитие: это понятно даже в условиях отсутствия данных относительно показателей Сбербанка, отмечает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. Причины того, что планы банков покрыть сокращение процентных доходов за счет развития комиссионной составляющей не удалось выполнить, достаточно просты, считает эксперт. Прогнозы авторов соответствующих программ были построены на основе опыта 2011—2013 годов, когда удельная доля чистых комиссионных доходов в прибыли сектора увеличилась на 7%. Аналитики не учли, что этот рост был обеспечен, с одной стороны, высоким уровнем доходов населения, а с другой — низкой стоимостью соответствующих услуг, считает Кириков. В результате банки попытались нарастить объем прибыли, увеличив стоимость комиссионных операций на фоне падающего уже на протяжении почти двух лет подряд платежеспособного спроса населения. Основа комиссионного дохода для любого розничного банка — страхование, сопутствующее кредитованию физических лиц, указывает директор блока «Розничный бизнес» Локо-Банка Наталья Пшеничкина. За период с 2012 года объем новых выдач кредитов постепенно снижался, но, разумеется, самое резкое снижение произошло в 2014—2015 годах. Соответственно, объем страхования заемщиков также заметно сократился — и это основной фактор, говорит Пшеничкина. Руководитель информационно-аналитического отдела Банки.ру Сабина Хасанова не видит в снижении цифр комиссионного дохода банковского сектора ничего критичного. Но разделяет мнение Даниила Кирикова, что банки в кризис резко повысили плату за свои услуги — хотя в стране произошло резкое снижение количества клиентов, например, в сегменте малого и среднего бизнеса. То есть число желающих вообще платить за эти услуги стало меньше, а по высокой цене — тем более. Не судом, так финграмотностью Даниил Кириков отмечает, что стратегия повышения прибыли выстраивалась банками без учета масштабного увеличения числа исков со стороны клиентов, оспаривающих необходимость оплаты комиссионных услуг. То, что этот сигнал не был правильно интерпретирован руководством финансово-кредитных организаций, свидетельствует о грубых просчетах при планировании деятельности банков, считает он. В этих условиях единственными источниками для генерации прибыли остаются сокращение отчислений в резервы и снижение процентных расходов. Именно активная эксплуатация этих источников позволила банкам во II квартале 2016 года заработать чистую прибыль даже без учета Сбербанка — впервые с осени 2014 года. Кроме того, заемщики становятся все более финансово грамотными и понимают, что страховку можно вернуть банку и вернуть, как и уплаченную страховую премию, чем и пользуется все большее число клиентов, говорит Наталья Пшеничкина. Она полагает, что по итогам 2016 года наметится некоторый рост объема комиссионного дохода, так как банки снова начинают разворачивать кредитные программы для физических лиц. Еще одним фактором снижения комиссионного дохода в 2014—2015 годах являлся сначала всплеск валютно-обменных операций клиентов, который наблюдался в начале кризиса, и постепенное затухание интереса к обменным операциям по мере стабилизации курсов валют в 2015 году. Рынок онлайн-платежей развивается стремительными темпами, растет доля использования банковских карт. Но это долгосрочные тенденции, а кризис внес в эту работу свои коррективы, считает председатель правления банка «Югра» Дмитрий Шиляев. По его словам, люди стали реже пользоваться картами просто потому, что работодатели перешли на серые зарплаты. Кроме того, выросла конкуренция, приходится сдерживать тарифы, что также сказывается на доходах. «Грубо говоря, рынок оказался более жестким, чем ожидали многие. С долгосрочной точки зрения ситуация стабилизируется в ближайшие годы, банкам необходимо будет найти баланс между комиссионным и процентным доходом. Это даст наибольшую эффективность и устойчивость», — отмечает Шиляев. Комиссия не отменяется Задача роста комиссионного дохода в банках тем не менее не снимается, говорит Наталья Пшеничкина. Именно поэтому некоторые банки принимают модель бизнеса «расчетный банк». То есть фокусируются на создании продуктов для удобных расчетов на основе карт и РКО и добавляют в этот сервис новые технологии. Такие банки привлекают клиентов бесплатным обслуживанием, кобрендами, программами лояльности, качественными онлайн-решениями и другими «фишками». Однако использование ресурсов роста финансового сектора жестко привязано к общей макроэкономической конъюнктуре, говорит Даниил Кириков. В случае продолжения рецессии и ужесточения кредитно-денежной политики данные инструменты неизбежно утратят эффективность, считает эксперт. Таким образом, проблема наращивания чистой прибыли банков не может быть решена только в рамках самой отрасли. Для этого необходимо оздоровление экономики в целом. Елена ГОСТЕВА, Banki.ru