«Плач — это тоже часть бизнеса»

Во II квартале 2016 года страховой рынок рос быстрее экономики (которая все еще падает). Поэтому соотношение собранной страховой премии к ВВП увеличилось с 1,3% до 1,4%. Об этом сообщил журналистам 13 сентября президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Основные растущие сегменты — ОСАГО и страхование жизни. Однако эксперты считают, что особых поводов для гордости нет. Временная передышка На страховом рынке появились «признаки финансового восстановления после долгой депрессии». Такую оценку озвучил журналистам глава ВСС Игорь Юргенс, комментируя итоги II квартала 2016 года. По его итогам рынок показал наибольший прирост начиная с I квартала 2013 года — 14%, или 35,7 млрд рублей. «Страховой рынок рос быстрее экономики в целом, в силу чего отношение премии к ВВП выросло до 1,4% против 1,3% годом ранее», — отметил Юргенс. Рост рынка происходит в основном за счет двух сегментов — ОСАГО и страхования жизни, сходятся во мнении Юргенс и Банк России, который привел такую оценку в ежеквартальном обзоре ключевых показателей страхового рынка. Однако эти факторы ситуативные и краткосрочные, отмечает президент ВСС. Поэтому текущую положительную динамику стоит рассматривать как временную «передышку». ОСАГО растет, гордиться нечем Премии по ОСАГО во II квартале увеличились на 6,9 млрд рублей (12%). «По-прежнему роль играет увеличение тарифов, которое Центральный банк согласился дать рынку. Но этот фактор уже отыгран — сейчас нас начнут «догонять» выплаты по повышенным лимитам, и когда они «догонят» — ситуация будет уже другой», — комментирует Юргенс. Тарифы ОСАГО были повышены в октябре 2014-го и апреле 2015 года, последнее повышение составило 40—60%. Одновременно были повышены лимиты возмещения по ОСАГО — со 120 тыс. до 400 тыс. рублей за вред имуществу и со 160 тыс. до 500 тыс. за вред жизни и здоровью потерпевших. Несмотря на то что по статистике убыточность ОСАГО снижается (комбинированный коэффициент убыточности, по данным ЦБ, во II квартале снизился до 91,5% со 101,9% годом ранее), этот вид остается для страховщиков нерентабельным, уверяет Юргенс. Главной причиной убыточности ОСАГО в отдельных регионах страховщики называют автоюристов, которые взыскивают с компаний большие суммы в судах, часто злоупотребляя правом и используя мошеннические схемы. В комбинированном коэффициенте убыточности, высчитанном ЦБ, не учитываются судебные расходы, объясняли ранее Банки.ру представители компаний. Ситуацию со спровоцированной автоюристами убыточностью могут выровнять уже принятые и планируемые законодательные нововведения, считает заместитель директора департамента страхового рынка Банка России Светлана Никитина. Речь идет, в частности, об уже принятых поправках в закон об ОСАГО, которые позволяют страховщику не платить по убытку без осмотра машины. Кроме того, в Госдуму внесен законопроект о приоритете натуральной формы возмещения в ОСАГО (ремонта) над денежной выплатой. Новость «Но мы не можем ставить во главу угла реформы ОСАГО борьбу с автоюристами — это просто смешно», — указывает Никитина. Проблема автоюристов — это лишь один из факторов, которые Центробанк не может не учитывать, так как в «войне» страховщиков и автоюристов страдают потребители, говорит она. Светлана Никитина также отметила, что ситуация с автоюристами сложилась в том числе по вине самих страховщиков. «Да, есть мнение, что юристы заставляют страховые компании работать лучше, но вопрос в злоупотреблении правами и в балансе этих прав», — уверена представитель ЦБ. Заявления о нерентабельности ОСАГО нужны страховщикам для того, чтобы обосновать требование об очередном повышении тарифов, полагает президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников: «Плач — это тоже часть бизнеса». По его мнению, в том, что ОСАГО стало одной из главных причин роста страхового рынка, особого повода для гордости нет. «Фактически государство дало страховым компаниям рынок из 50 миллионов страхователей и обязало людей ежегодно платить премии, независимо от того, как они оценивают полезность этого вида страхования», — говорит эксперт. «Проще нести этот риск на себе» Более чем наполовину квартальный рост рынка обеспечен увеличением премии по страхованию жизни — сборы выросли на 17,4 млрд рублей (+58%). Это произошло за счет некредитных долгосрочных продуктов инвестиционного страхования жизни, продаваемых через банки, отмечается в материалах ВСС. «Это заслуга не только страховщиков, но и банков, через которые продается 83% страхования жизни, и заслуга ситуативная. Долгосрочным драйвером роста это не является, — подчеркнул Игорь Юргенс. — Когда рубль упал и произошли известные события на рынках, банки стали поощрять своих клиентов «перекладываться» из депозитов в такие инструменты инвестиционного страхования. Это тенденция не только РФ, но и, например, Франции». По оценке Николая Тюрникова, рост продаж страхования жизни объясняется деятельностью одного игрока — компании «Сбербанк страхование жизни», которая сумела построить эффективную работу с клиентами Сбербанка. «Но это не органический рост, он не связан с большей востребованностью страховых сервисов», — добавляет президент Ассоциации защиты страхователей. Пока российский страховой рынок не пришел к тому, чтобы страхование стало реальной потребностью каждого домохозяйства, уверяет Тюрников. А это, по его словам, станет возможно, если доля выплат будет составлять 90—95% от сборов. Для сравнения: во II квартале совокупный скользящий коэффициент выплат, по данным ЦБ, составил 47,2%. «В такой ситуации, когда люди сравнивают, сколько они заплатили за полис и сколько получили в виде выплаты, они принимают решение, что им проще нести этот риск на себе», — заключает Николай Тюрников. Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru

«Плач — это тоже часть бизнеса»
© Банки.ру