Детский туризм оценили геолокацией

Число отдохнувших летом детей незначительно снизилось oneFactor, специализирующаяся на георекомендательных сервисах, системах искусственного интеллекта и машинном обучении, подсчитала, где и как прошедшим летом отдыхали школьники из Москвы и Санкт-Петербурга. Для этого компания использовала обезличенные и анонимные данные о нагрузке на сеть российских мобильных операторов для измерения объемов посещений городов и переездов абонентов из России в другие страны. Около трети детей все лето проводят в родном городе, примерно столько же уезжают из города более чем на месяц, на дачи или к родственникам в другие регионы России, говорится в исследовании oneFactor. В 2016 году доля детей, которые проводят все лето дома, уменьшилась на 2 процентных пункта (п. п.) по сравнению с 2015 годом. Число выезжающих за границу среди московских школьников незначительно снизилось -- до 15%, в Санкт-Петербурге -- осталось неизменным (13,5%). Доля отдыхающих в домашнем регионе среди столичных школьников сократилась с 19% почти до 17%. В то же время здесь выросла доля выезжающих в соседние или дальние регионы страны (оба показателя превысили 20%). В Санкт-Петербурге количество отдыхающих в пределах домашней области и соседних регионов практически не поменялось (около 19% и 24% соответственно), число выезжающих в остальные субъекты РФ выросло на 1 п. п., почти до 20%. В oneFactor указывают, что первыми сделали подробную статистику для данной категории. Измерения строились на основе георекомендательного сервиса. Компания использовала обезличенные и анонимные данные о нагрузке на сеть российских мобильных операторов для измерения конкретных объемов посещений городов и переездов абонентов из России в другие страны. Выбор категории в oneFactor объяснили тем, что детский туризм изучен хуже, чем взрослый, что многим сложно вычислить подобные данные -- даже операторы зачастую не знают, кто пользуется мобильным телефоном, взрослый или ребенок, так как сим-карты оформляются на родителей. По данным Kartoteka.ru, ООО "Единыйфактор" (бренд oneFactor) на 80% принадлежит Михаилу Дубину, бывшему топ-менеджеру "МегаФона", а сейчас управляющему директору по развитию и управлению IT-проектами в USM Advisors, входящей в USM Holdings. Еще 20% принадлежит "Киберфизическим системам" (контролируются господином Дубиным и Романом Постниковым). Финансовые показатели не раскрываются. Исследование делалось на основе действующих проектов по подключению и использованию георекомендательного сервиса, oneFactor не планирует коммерциализировать его. В том или ином виде георекомендательным сервисом пользуются представители ритейла, финансовой, транспортной, телекоммуникационной и строительной отраслей, гостиничного и ресторанного бизнеса, а также компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых, госуправлением, перечисляют в oneFactor. У компании есть отдельное направление Geo Research. "К нам обращаются различные компании из перечисленных отраслей за разного рода аналитикой. Например, ритейлу и HoReCa (индустрия гостеприимства.-- "Ъ") нужна рекомендация, где лучше открыть торговую точку или ресторан, транспортные компании хотят оптимизировать логистику, госкомпании -- транспортные потоки и т. д.",-- отмечает гендиректор oneFactor Роман Постников. Он не называет конкретных клиентов из-за соглашения о неразглашении информации. По прогнозу "Ростелекома", объем рынка геоданных в России будет расти в среднем на 15% в год и к 2020 году достигнет 91 млрд руб. У оператора есть свой геоинформационный ресурс RusGIS. Согласно стратегии "Ростелекома", к 2020 году до 13% его выручки должно приходиться на новые услуги, в том числе на геоданные. Замдиректора ФРИИ по техразвитию Сергей Алимбеков отмечает, что фонд видит предметный интерес к знаниям, которые можно извлечь из больших геоданных, в первую очередь у рекламной индустрии. "Со временем серьезный интерес может проявиться у госструктур, особенно в части градостроительного планирования, новых торговых центров, жилых и коммерческих объектов, парковок, развязок, пешеходных зон, расстановки светофоров, организации и проведения разных массовых мероприятий",-- прогнозирует господин Алимбеков. Впрочем, представители туристической отрасли говорят, что выводы исследования нельзя экстраполировать на всю страну. В этом году количество детей, выезжающих в различные регионы, в целом по России не могло вырасти, учитывая трагедию в Карелии и последующее массовое закрытие детских палаточных лагерей, говорит замгендиректора туроператора Solvex Людмила Сысойкина. Она указывает также на падение числа выезжающих за границу детей с 2014 года на фоне девальвации рубля, в этом году снижение потока составляло 15-20% по отдельным направлениям. Анна Балашова, Александра Мерцалова

Детский туризм оценили геолокацией
© Коммерсант