Рестораторы идут в торгцентры

Посетители крупных магазинов вместо шопинга стремятся поесть За три года количество ресторанов в московских торговых центрах выросло в три раза, подсчитали в консалтинговой компании CBRE. Это не фастфуд или сетевые рестораны, которые традиционно размещаются на фудкортах, а авторские концепции. Диверсификация бизнеса за счет размещения в торгцентре выгодна рестораторам — посещаемость таких объектов растет, хотя запросы потребителей стали скромнее. Большинство предпочитают средний чек на 500 руб. ниже, чем годом ранее. «Речь об авторских ресторанных концепциях, в том числе премиального уровня»,— подчеркивают в CBRE. За прошедшие три года открылись «Гранд Европейский экспресс» и Goodman в торгцентре «Европейский», Kabuki lounge & bar, OsteriaMario, Torro Grill, Zotman Pizza Pie в «Мега Химки» Isola, Local Comfort Food, Fornetto, Be Funny в «Кунцево-Плаза», Porto Malteze, Монстр Хиллс в «Авиапарке», Zafferano, Nobu в Vegas Crocus City. По данным компании «Ресторанный рейтинг» (РР), в Москве работают 1,5 тыс. ресторанов, из них 600 — это авторские и профессиональные заведения, известные публике и способные привлечь посетителей независимо от расположения ресторана. Но основу ресторанного бизнеса столицы составляют недорогие концепции. По данным РР, востребованы заведения, в которых средний чек достигает 1–1,5 тыс. руб. Для сравнения: еще в 2015 году нижняя отметка запросов начиналась от 2 тыс. руб. По размеру среднего чека заведения Москвы в три раза дешевле, чем в Женеве, и почти в два раза дешевле, чем в Лондоне и Париже. По словам директора отдела торговых помещений CBRE в Московском регионе Марины Малахатько, размещение ресторанов в торгово-развлекательных центрах стало ключевым проявлением диверсификации бизнеса рестораторов. «Это отражает растущее значение торгцентров как городских зон для проведения времени. А увеличивающаяся популярность культуры еды вне дома способствует тому, что качественные рестораны становятся востребованы и в ТРЦ»,— поясняет она. Оборот отдельно стоящих ресторанов находится в диапазоне 160–250 тыс. руб. на 1 кв. м в год. А топовый ресторан может приносить 150–450 тыс. руб. на 1 кв. м в год. Средний оборот ресторана в торговом центре оценивается в 120–150 млн руб. на 1 кв. м в год. Если ежегодный оборот ниже 60 млн руб. на 1 кв. м, то это признак неэффективной ресторанной концепции. Рестораторам выгодно размещение в торговом центре. Эксперты отмечают, что из-за девальвации рубля их посещаемость снова стала расти. Но до реального увеличения продаж ритейлеров пока далеко. «По нашим данным, конвертация посетителей в покупателей не растет, все больше людей приходят в торговые центры не за покупками, а с целью времяпровождения»,— говорил ранее руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрей Васюткин. Екатерина Геращенко

Рестораторы идут в торгцентры
© Коммерсант