Как развивать производство без ущерба для экологии

Сейчас модно иметь умные телефоны, умные дома, умные автомобили, которые создаются умными людьми на умных производствах. Россия взялась за выстраивание умной промышленности на основе новых стандартов экологического регулирования. Непрерывное развитие технологий и их разнообразие не только повышает шансы на скорейшее улучшение экологической ситуации, но и усложняет управление процессом. Однако, как оказалось, для конкретного предприятия в конкретных условиях вполне возможно выбирать лучшие практики и добиваться наилучших результатов. Именно это и является предметом справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ), которые уже утверждаются, и применение которых станет законом для крупнейших предприятий в России с 2019 года. Предприятие, не усвоившее "новый порядок", работать не сможет – его могут просто закрыть. Массовый старт этой работы начался в России в 2014 году с первого заседания профильного Межведомственного совета, который приняла Уральская горно-металлургическая компания в Верхней Пышме Свердловской области. УГМК принимала активное участие в создании отраслевого информационно-технического справочника по НДТ – медной "альфы и омеги" нового экологического регулирования. За виртуальным круглым столом в ходе двухдневной научно-практической конференции в УГМК ТАСС собрал тех, кто на сегодняшний день наиболее причастен к этой работе. Труд непростой; по некоторым отраслям, в частности, горнодобывающей, в мире еще не создано аналогов. Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ: "Со времени первого заседания Межведомственного совета, которое состоялось два года назад в Верхней Пышме на базе Уральской горно-металлургической компании, достигнут заметный прогресс в вопросах перехода российской промышленности на принципы наилучших доступных технологий. В частности, была сформирована нормативно-правовая база: принят 219-й Федеральный закон, определяющий ключевые направления госполитики в области НДТ, разработан комплекс мер по переходу на принципы НДТ, поэтапный график разработки в 2015-2017 годах справочников НДТ и ряд важнейших подзаконных актов. Успешное решение стоящих перед нами задач во многом зависит от эффективного межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и надзорных органов. Только умение слышать друг друга и приходить к компромиссу в спорных вопросах позволит новой системе технологического нормирования на основе принципов НДТ найти дорогу в жизнь. И совет может стать идеальной площадкой для оценки эффективности выстраивания такого взаимодействия. Стандарты должны внедряться постепенно, вдумчиво, и государство будет оказывать многопрофильную помощь тем предприятиям, которые займутся переосмыслением своих экологических обязательств с помощью внедрения НДТ. Окупаемость технологий будет достигнута за счет экономии ресурсов на промышленных предприятиях, прежде всего, энергетических". Дмитрий Скобелев, начальник бюро НДТ, директор Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации материалов и технологий (ФГУП ВНИИ СМТ): "Перед Бюро НДТ поставлена важная задача по руководству деятельностью технических рабочих групп и подготовке справочников НДТ к утверждению в условиях крайне сжатых сроков, установленных правительством России. 10 первоочередных справочников 2015 года были разработаны, утверждены и опубликованы. В соответствии с поэтапным графиком в 2016 и 2017 годах будет разработан еще 41 справочник НДТ, и в настоящее время начинается этап формирования системы правоприменения справочников и их встраивания в промышленную политику. По итогам разработки 10 первых справочников НДТ Минпромторгом России с учетом предложений соответствующих технических рабочих групп был подготовлен проект постановления правительства России "О перечне основного технологического оборудования, эксплуатируемого при применении наилучших доступных технологий". В настоящее время перечень дорабатывается по итогам проведения общественного обсуждения. Именно Уральская горно-металлургическая компания выступила одним из инициаторов разработки справочников по переходу на принципы НДТ. Два года назад на площадке Технического университета УГМК в Верхней Пышме состоялось первое заседание Межведомственного Совета по переходу на принципы НДТ. Именно УГМК во многом сформировала идеологические основы этого процесса. Специалисты компании внесли неоценимый вклад в формирование процесса разработки справочников, в формирование той открытой дискуссии, которая сложилась в технических рабочих группах. В результате создан и существует уже утверждённый справочник по производству меди. Специалисты УГМК задавали тот позитивный и конструктивный тон в рабочей группе, благодаря чему справочник в кратчайшие сроки был разработан, и этот документ является очень неплохим. У специалистов УГМК наработано достаточно опыта, в том числе для того, чтобы им делиться и учить других". Виктория Венчикова, заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России: "В чем суть изменений? Сейчас производства, оказывающие наибольшее воздействие на окружающую среду, получают отдельные разрешения на объемы выбросов и сбросов по каждому из производимых ими загрязняющих веществ. Их число может составлять несколько десятков. По новым правилам, будет выдаваться одно комплексное разрешение. Чтобы его получить, на предприятиях должна пройти модернизация с использованием НДТ. Это позволит отказаться от практики контроля загрязнений на конце трубы и перейти к его предотвращению на источнике образования. То есть, вместо внедрения технологий по обезвреживанию загрязняющих веществ, станут применяться способы производства, которые при большем объеме выпуска используют меньшие ресурсы, сокращают объемы отходов, снижают выбросы и сбросы. Такой принцип уже действует в большинстве стран мира". Михаил Бегак, заместитель председателя Технического комитета по стандартизации (ТК) 113 "Наилучшие доступные технологии", ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН, Санкт-Петербург): "То, что мы делаем, можно назвать экологической модернизацией производства. Задача – снизить общее воздействие на окружающую среду настолько, насколько это возможно при нынешнем уровне развития техники и технологий. То есть мы хотим подтянуть отстающих к средним. Мы даем ориентир. Комплексное экологическое разрешение действующим предприятиям в среднем по Европе выдается на срок 10 лет. В Германии и Швеции действие разрешения бессрочное. В России, согласно закону, такое разрешение предусматривается на срок до 7 лет, с автоматическим продлением еще один раз на 7 лет если созданы условия, предусмотренные законом. Что делать предприятию через 14 лет, закон не вполне прописывает. Требуется его доработка, ведь прогресс не стоит на месте. Я видел замечательные экологические технологии на сегодняшней "Уралэлектромеди". Было ли так 20-30 лет назад? Нет. Почему появляются эти технологии и устройства на заводе? Потому, что завод пишет бумажки? Потому что есть профильный ФЗ и справочник по НДТ? Или потому что люди такие здесь работают? Наверно, в первую очередь потому, что компания – социально ответственная". Елена Семилетова, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии: "На определенном этапе, наверно, у кого-то было опасение, что мы хотим полностью заимствовать зарубежный опыт, скопировать и перевести европейские справочники. К счастью, мы отказались от этой идеи. Сейчас в ФЗ зафиксировано, что мы можем пользоваться практикой, например, УГМК, и заимствовать те лучшие механизмы и справочники, что уже написаны. На вопрос "копировать или не копировать" сейчас можем дать ответ: мы идем своим путем. Но здравое зерно зарубежного опыта мы, безусловно, учитываем. Так, подробное описание промышленности в европейских справочниках является основанием для определения диапазонов допустимого воздействия. В содержании уже утвержденных российских справочников, в частности, по меди, выдерживается эта же линия. Также есть диапазон веществ-маркеров, и эти диапазоны будут доминировать при определении соответствия производства экологическим требованиям - выдавать или не выдавать, и если выдавать, то как двигаться предприятию к снижению эмиссии вредных веществ". Татьяна Гусева, главный ученый секретарь РХТУ (МХТИ) им. Д.И. Менделеева, профессор: "В отношении наилучших доступных технологий лидером в России является УГМК, специалисты которой оценили и международный опыт, и используют опыт подготовки инструментов нормирования в области природосбережения и охраны окружающей среды. Фактически они первые, кто сделал информационно-технический справочник по НДТ в России. Учитывается ли международный опыт? Да. Чтобы определить среднюю линию в промышленности, тренды, научные разработки, сколько на самом деле мы тратим энергии, сырья, воды, воздуха на выпуск той или иной единицы продукции, нужно время. У нас реального доступа к этим данным нет – не потому что они закрыты, а потому, что их не собирали. На рубль – неинтересно, на процент к прошлому году – тоже. Интересно понимать в натуральных единицах. А мы от этого ушли. В Европе для подготовки таких инструментов нормирования было затрачено до пяти лет по каждой отрасли. Поэтому то, что сейчас делает УГМК и что делается другими по ряду других отраслей, - это и зарубежный, и российский, и в чем-то уникальный пионерский опыт. Мы очень надеемся, что окончательный закон будет сбалансированным, не станет последней, окончательной точкой. И что он поможет поддержать те российские предприятия, которые хотят работать в новых условиях – если хотите, в более легких с точки зрения бюрократического и административного бремени". Евгений Брагин, заместитель генерального директора ООО "УГМК-Холдинг": "Умное регулирование – это не только справочник и перечень технологий. Это прежде всего эффективная процедура администрирования, позволяющая сконцентрировать ограниченные ресурсы бизнеса и регулирующих органов на реальных задачах, дающих максимальный эффект для общества. Чтобы создать такую процедуру, необходим совместный труд всех заинтересованных сторон, открытое обсуждение, готовность к изменениям. Новый порядок нормирования воздействия на окружающую среду на основе показателей наилучших доступных технологий (НДТ) на сегодня имеет все шансы таким умным регулированием стать. Промышленные предприятия активно участвуют в разработке справочников НДТ. Сейчас начинается новый этап обсуждения – процедуры выдачи комплексного разрешения на основе этих справочников. Обсуждение сразу же поднимает большое количество вопросов, но поскольку это происходит до принятия постановления правительства России, до вступления положений закона в силу, то это не проблема, а возможность сделать всё по уму. Это касается не только процедуры выдачи комплексного разрешения, но и вопросов регистрации объектов негативного воздействия, определения маркерных веществ, организации контроля и многих других. Надеюсь, что совместными усилиями заинтересованных сторон мы справимся с этой задачей". Справка: Наилучшие доступные технологии (НДТ) – свод наиболее приемлемых технологических решений, определённых экспертами от органов власти, бизнеса и профильных общественных организаций. При их применении эти решения должны обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду при сохранении рентабельности и потенциала развития промышленности. НДТ - новое понятие в законе №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в который летом 2014 года федеральным законом №219-ФЗ были внесены поправки. Изменения предполагают, что к 2025 году российская промышленность перейдет на новую форму экологического регулирования. Внедрение принципов НДТ в России на основе профильных справочников планируется начать в 2019 году. В России в 2015 году подготовили 10 справочников, всего их будет 48, срок перехода на НДТ составит 7-10 лет, в зависимости от производства. Справочники НДТ в России формируются на основе европейских, которые в свою очередь, созданы на основе германского опыта регулирования. В Европе термин "наилучшие доступные технологии" (best available techniques — BAT) впервые появился в директиве рабочей группы по атмосферному воздуху (AirFrameworkDirective — AFD) в 1984 году и относился к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от крупных промышленных предприятий. В ЕС переход на новую систему занял свыше 10 лет, там было разработано 27 справочников НДТ для различных отраслей и шесть межотраслевых справочников.