От конкуренции нельзя будет «отписаться» В РФ созданы все основы для защиты конкуренции и ее поощрения, однако в последнее время ситуация только ухудшается, — заявил на брифинге по итогам заседания правительства в четверг глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, рассказывая о докладе ведомства правительству. Пожалуй, только в отрасли связи можно говорить об определённых позитивных тенденциях. Серьёзные ограничения конкуренции вызвал, конечно, мировой экономический кризис, санкции, отметил он, но продолжается примитивное перераспределение «ресурсов “под столом”, то есть без тендеров и конкурентных процедур». Зачастую, привел пример Артемьев, когда не знают, как решить проблему, создают ГУП или одну компанию, которая будет в дальнейшем монополизировать целую отрасль. Но очень скоро это приводит к тому, что монополии разлагаются, у них всегда самые высокие издержки. В конечном счете они ложатся на потребителя. «Мы насоздавали госкорпораций в различных отраслях. Эти госкорпорации монополизировали рынки. Я приводил пример с дорожной отраслью: монополизация подрядов в дорожном строительстве за какие-то полтора года увеличилась в три раза. То есть одни и те же компании у нас побеждают в дорожном строительстве, как будто нет других», – указал Игорь Артемьев. В госзакупках по 223-му закону, где закупают госкорпорации и оборот составляет десятки триллионов рублей разница между стартовой ценой и ценой заключения контракта менее 1%, что говорит о том, уверен глава ФАС, что они ничего не делают для снижения своих удельных затрат, закупают втридорога топливо, электроэнергию и т. д, другие товары. Доходит до абсурда: в некоторых случаях предоставляется тарифная заявка, которую в итоге должен оплатить потребитель, где в тарифе 500 бутылок вина и бриллиантовые женские украшения. Премьер-министр Дмитрий Медведев по итогам заседания распорядился, чтобы все отрасли до марта согласовали с министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой свои программы развития конкуренции. «А мы постараемся по поручению Председателя Правительства сделать такие программы, чтобы от них отписаться уже было нельзя», – предупредил чиновник. Крупняк наступает Во-многом, Артемьев прав, считает Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс". В ряде случаев ситуация напоминает госкапитализм. Крупные компании, монополизировавшие рынок, выигрывают значительную долю контрактов госзакупок, но при этом снижение цены на торгах чисто символическое. Традиционно лидирую такие отрасли, как инфраструктурное строительство. Но имеются и объективные условия, почему так происходит, объясняет эксперт. Уровень операционной маржи по большинству объектов не превышает 15% (это в редких случаях). Условия госконтрактов предполагают оплату только 30% аванса. При этом площадки часто не подготовлены, и на решение юридических и технических проблем (земельные вопросы, перенос коммуникаций и др.) авансов не хватает. Собственных денег у строителей, как правило, нет, а частные банки кредитуют строителей очень неохотно. Госбанки же предпочтут кредитовать крупных игроков. Таким образом, мелкие сами уходят с рынка и он постепенно монополизируется. В Москве, например, большая часть подрядов достается нескольким организациям, таким, как Мостотрест. Импортозамещение: перегибы на местах? Впрочем, глава ФАС поднял не только тему конкуренции, но и импортозамещения, посоветовав не перегибать на этом направлении палку. «Мы все, конечно, поддерживаем импортозамещение, мы понимаем, что это нам необходимо, это наша независимость и безопасность — продовольственная, лекарственная, в области обороны и так далее, но при этом важно не перегибать палку, здесь нужна мера», — сказал он. ФАС в последнее время регулярно делает интересные и разумные заявления (например, про то, что 70% экономики контролирует государство), констатирует партнер практики "Промышленность" Консалтинговой группы "НЭО Центр" Александр Ракша. Мы регулярно видим, говорит он, что под предлогом импортозамещения предлагаются различные меры по поддержке неэффективных производителей, запускаются инвестиционные проекты, не имеющие реальных перспектив и т.д. При этом никто не отменял антимонопольное законодательство, нормы и правила ЕАЭС и Таможенного союза, ВТО. Поэтому призыв ФАС — это не сигнал о сворачивании программ импортозамещения, а напоминание о том, что данный процесс должен быть еще и эффективным. Растет порог входа на рынки Довольно интересно, продолжает тему аналитик Алор Брокер Алексей Антонов, что ФАС в последнее время очень активно занялась изучением роли государства в формировании конкуренции на российском рынке. Напомню, говорит он, что накануне служба опубликовала отчет, согласно которому за последние 10 лет роль государства в формировании ВВП России выросла вдвое: так в 2005 году на долю государственных компаний и госкорпораций приходилось всего 35% ВВП, в 2015 — уже 70%. Другой аспект: в 2005 году на долю сферы услуг в экономике приходилось 26,4%, в 2015 — уже 38,7%, а вклад промышленного производства за 10 лет снизился на 12%. По большому счету это означает, что за указанный период российская экономика переориентировалась с производства на потребление. Причем, учитывая, что «производит» Россия в основном энергоресурсы, рынок потребительских товаров по большей части рос за счет некогда дешевого импорта. Очевидно, что при этом львиная доля средств в экономике концентрировалась в добывающем секторе, банковской системе и в руках государства, что способствовало росту доли госсектора в структуре ВВП. Наступление кризиса и отток капитала, говорит Алексей Антонов, привели к сокращению длинных денег в экономике, что является серьезным препятствием для развития частного бизнеса, способного влиять на процессы импортозамещения. Проще говоря, чтобы начать что-то производить, необходимы инвестиции, привлечь которые в банке под 30% годовых под силу единицам, а иностранный капитал крайне осторожно инвестирует в российский рынок. И снова возникает ситуация, в которой деньги есть только у добывающих компаний и государства, но доступ к ним ограничен. А ведет это как раз к описанным ФАС процессам: роста влияния госсектора в экономике за счет ухода частного бизнеса из большинства секторов. Ситуация действительно серьезная, бороться с ней нужно, но для этого необходимы структурные реформы в экономике. Пока же борьба государства с собственной монополией напоминает борьбу Голиафа с самим собой.