Экономика Рунета достигла 2,4% ВВП России

Объем экономики Рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 года составил 1 355,38 млрд руб, а объем рынка электронных платежей — 588 млрд руб, что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России, сообщается в исследовании "Экономика Рунета 2015-2016", подготовленном РАЭК.Объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП России, согласно данным, полученным в ходе исследования ∎Экономика Рунета 2015-2016 гг∎. По прогнозам, в 2016 году объем экономики Рунета составит 1581,34 млрд руб.В ходе презентации первых итогов исследования, был представлен подробный отчет о состоянии интернет-экономики России за текущий период времени, раскрыта картина динамики ее развития, показаны структура, точки роста и сдерживающие факторы. Был проведен сравнительный анализ исследованных сегментов и других отраслей экономики, соотношение интернет-экономики и ВВП России, посчитан объем всей Экосистемы интернет-зависимых рынков. Важной особенностью исследования является выделение "мобильной составляющей" по каждому рынку в отдельности.Электронная коммерцияСфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 315,3 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 13%), электронные платежи в объеме 588 млрд руб. (прирост 23.5%) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6%, онлайн-трэвел 315,3 млрд руб, прочие - 147,20 млрд (30%). Прогноз на 2015 был оптимистичным, порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы.Эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки вследствие вложений в логистику как частных игроков, так и усовершенствование Почты России. Так, в 2015 году почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м. Это в первую очередь связано с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли.Так, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, в некоторых товарных категориях – до 70%. Прогноз на 2016 год также оптимистичный и составляет порядка 20%. Сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов (банкротство Трансаэро, запрет на полеты в популярные курортные зоны), ущерб от которых частично смогло сгладить развитие внутреннего туризма. Эксперты отмечают, что для устойчивого развития компаниям сегмента необходимо выйти из ∎зоны турбулентности∎, чтобы иметь возможность пересмотреть параметры бизнес-моделей и эффективнее планировать свою деятельность. Маркетинг и реклама РАЭК последовала рекомендациям экспертов IAB Russia при оценке объема российского рынка интернет-рекламы, выделив сегменты Perfomance, Search, таргетированную рекламу. Сегмент контекстной рекламы (Performance) составил 80,50 млрд, что больше на 15% предыдущего года и прогнозом на 2016 г - 102,0 млрд (примерно 27%). Другим нововведением стал сегмент контент-маркетинга, который следует за изменениями на рынке SEO и появлением услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений - 20,10 млрд руб (снизился на -1,5%).Вместе с тем чистый рынок медийной (дисплейной) рекламы - 19,80 млрд так и не восстановил рост минус 10% от прошлого года, и все большую его долю занимает видеореклама - 4,60 млрд (рост на 21%). При этом усилилась конкуренция за бюджеты рекламодателей с ТВ, где стоимость контакта стала сравнима, а порой и дешевле, чем на порталах-лидерах Рунета.Большие надежды эксперты возлагают на развитие технологий и полный переход на так называемый программатик (аукцион рекламных площадок). В Европе этот сегмент за год вырос на 76%, а мобильный программатик – на 165%.Цифровой контент Сегмент электронного контента в год показывает рост около 13%, кроме того, дальнейшие прогнозы довольно оптимистичны, но взрывного роста не ожидается. Объем цифрового контента за 2015 год составил: Электронные книги - 1,61 млрд (67%); Игры - 46,7 млрд (14%); Онлайн-музыка - 2,33 млрд (6%); Онлайн-видео - 3,80 млрд (9%). Прогнозы развития на 2016 год умеренны, эксперты говорят о росте в среднем на 10%. Драйвером развития, как и в 2015 году, будут электронные книги - ожидается 2,3 млрд (рост на 43%).Инфраструктура Рунета Аудитория Рунета в 2016 году составила 86 млн человек в возрасте от 12 лет. При этом в России около 33 млн абонентов широкополосного доступа. В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2015 году 2,70 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла всего на 6% до 5,90 млрд руб.; веб-разработка составила 25,40 млрд руб. и 5% роста за 2015 год; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 6,60 млрд рублей в 2015 году с ожидаемым ростом в 25% в 2016 году. При сохранении дальнейших тенденций на импортозамещение и переход на облачные продукты, можно прогнозировать быстрый рост данного сегмента новой цифровой экономики.Мобильная составляющая рынков Рунета Проникновение смартфонов и доступных для них приложений и сервисов в Рунете уже год как не просто сравнимо с проникновением персональных компьютеров: аудитория Рунета растет практически только за счет мобильных пользователей. Всего ежемесячного мобильным интернетом пользуются порядка 62 млн россиян.В связи с этим пользовательские предпочтения претерпели значимые изменения в сфере потребления контента и заказа разного рода услуг и сервисов. Практически во всех сегментах на мобильную составляющую приходится минимум четвертая часть рынка, а в отдельных сегментах, таких как услуги или цифровой контент, доля достигает 80-90%. При этом доля пользователей или покупателей с мобильных устройств уверенно приближается к 40%. По предварительным результатам опроса экспертов отрасли, большинство цифровых рынков в 2016 году выйдут на ∎консервативный сценарий роста∎ (сформулированный в исследовании 2013 года), выйдя из нынешнего ∎кризисного сценария∎. Таким образом, суммарный рост рынков составит 10-15%.В то же время, даже на самых крупных рынках ∎ коммерции и рекламы, эксперты отмечают практически 100% зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения, фактически ∎ от внешних по отношению к интернету факторов. Прогнозирование будущих результатов в такой ситуации затруднено – это отмечает большинство экспертов.

Экономика Рунета достигла 2,4% ВВП России
© Вести.Ru