Счетная палата раскритиковала выполнение государством проекта поддержки судебной реформы
Органы государственной власти России допустили неэффективное использование денежных средств и затягивание сроков реализации проекта «Поддержка судебной реформы». Это привело к неэффективным тратам бюджета, сообщает Счетная палата (СП). Проверка касалась периода 2007-2015 годов и следующих структур и ведомств: Министерство экономического развития РФ, Фонд «Бюро экономического анализа», Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, Министерство финансов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Суд по интеллектуальным правам, Московский городской суд. Соглашение между России и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования проекта «Поддержка судебной реформы» было подписано в 2007 году. Цель проекта заключалась в повышении открытости и эффективности работы российских судов за счет внедрения информационных систем и обучения судей и работников аппаратов судов. Общая стоимость проекта составляет $172,4 млн. Из этой суммы $50 млн должны были составить средства займа МБРР, $122,4 млн – софинансирование от РФ. Согласно договору между Минэкономразвития России, Минфином России и Фондом «Бюро экономического анализа» (Фонд БЭА), реализация проекта была возложена на Фонд БЭА. МБРР в 2009 году присвоил проекту рейтинг «неудовлетворительно», поскольку его реализация Фондом БЭА не соответствовала правилам и процедурам банка. Имели место конфликт интересов в рамках проекта, неэффективное управление и реализация проекта со стороны руководства Фонда БЭА и низкие темпы расходования средств займа, указала СП. В нарушение действующего законодательства в период 2007-2013 годов, по данным СП, не перечислялись неиспользованные остатки бюджетных средств. По словам Татьяны Мануйловой, на счетах Фонда БЭА и Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП) в Сбербанке России оставались неиспользованные средства, полученные для реализации проекта. По состоянию на 31 декабря 2007 года остаток на счетах Фонда БЭА составил 62,4 млн руб. (96,2% средств, полученных фондом в 2007 году из федерального бюджета); на 31 декабря 2009 году - 143 млн руб., или 98,3% средств, полученных в 2009 году из федерального бюджета. «Минэкономразвития России и Минфином России не в полном объеме соблюдались требования нормативных правовых актов, определяющих реализацию проекта. Например, по словам аудитора, методика оценки эффективности реализации проекта, осуществляемого Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, была утверждена приказом Минэкономразвития России и Минфина России в 2014 году, то есть спустя 9 лет», — сообщает СП. Минэкономразвития России не обеспечило надлежащую реализацию мероприятий проекта, что привело к неисполнению первоначально установленного срока использования займа. Фактическая реализация проекта осуществляется в течение 9 лет вместо первоначально запланированных 5 лет: дата закрытия займа неоднократно продлевалась по инициативе российской стороны, констатирует СП. При исполнении контрактов, заключенных в рамках реализации проекта, было допущено неэффективное использование средств федерального бюджета на общую сумму 124,6 млн руб., подсчитали в ведомстве. «Отдельные факты ненадлежащего учета участниками имущества, приобретенного за счет средств проекта «Поддержка судебной реформы», установлены на сумму 387,3 млн руб.», — сказано в сообщении. Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление об устранении нарушений в Минэкономразвития, Судебный департамент при Верховном Суде, информационное письмо в Минфин. Отчет о результатах проверки будет направлен в обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации.