Войти в почту

Южноуральский завод лишился заказа на 56 миллиардов рублей

Победителем крупнейшего тендера на поставку 300 трамвайных вагонов, объявленного «Мосгортрансом», стал «Метровагонмаш», дочернее предприятие «Трансмашхолдинга». В конкурсе также участвовал Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) и предприятие «Штадлер Минск». Сумма заключенного контракта составила 56 миллиардов рублей: 300 трехсекционных трамваев будут поставлены в Москву в 2017—2019 гг. (по 100 штук в год) с обязательством их обслуживания в течение 30 лет, передает корреспондент ИА REGNUM. Базовой площадкой для производства станет Тверской вагоностроительный завод. Акционером «Трансмашхолдинга», владеющим 100% акций, является нидерландский холдинг The Breakers Investments B.V. О сложностях в подготовке к конкурсу ранее заявлял директор УКВЗ Александр Гнатюк: «Конечно, мы намерены участвовать в этом конкурсе, но его организаторы прописали ряд ограничений, не позволяющих нам заявиться. В настоящее время намечены меры по преодолению этих ограничений. Подключился губернатор, правительство Челябинской области, мэр города Усть-Катава к снятию ограничений и продвижению нашего завода на конкурс. Надеемся на положительный результат». Реакцией на сложную социально-экономическую обстановка в Усть-Катаве со стороны правительства области стала разработка проекта кластера транспортного машиностроения. Проектная группа с участием представителей областной администрации, Усть-Катава и УКВЗ разрабатывали модель проекта в Московской бизнес школе «Сколково»: завод должен был стать базой для создания Национального производителя трамвайных вагонов, объединяющего ключевых производителей трамваев и имеющего выход на глобальные рынки. «Развитие кластера жизненно важно для УКВЗ и Усть-Катавского городского округа. Сегодня производственные мощности завода недозагружены, поэтому принципиально важной в этой связи является возможность размещения заказов на профильную продукцию — трамвайные вагоны, — заявлял министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников в августе 2016. Однако итоги московского конкурса делают реализацию проекта проблематичной. «Это означает, что УКВЗ перестал быть основным производителем вагонов в стране и с достаточной вероятностью вообще уйдет с рынка в ближайшее время. То есть в регионе прекратит свое существование трамвайный кластер, так как ни в одной стране мира нет двух производителей трамваев», — заявил челябинский эксперт Яков Гуревич, цитирует его портал «Челябинский обзор». Отметим, для Усть-Катава, где вагоностроительный завод является градообразующим предприятием, проигрыш московского конкурса станет ощутимой потерей. На УКВЗ работает около 40% экономически активного населения города. Напомним, в сентябре 2016 правительством области был опубликован проект регионального плана по импортозамещению. В представленном проекте УКВЗ не фигурировал в списке предприятий, получивших субсидии, а акцент был сделан на широкую поддержку малого и среднего бизнеса.