PayPal Russia: онлайн-экспорт российских товаров стремительно растет
Объем рынка онлайн-продаж российских товаров на экспорт в этом году превысит 2 млрд долларов. К таким выводам пришли эксперты компаний PayPal и Data Insight после проведения опроса среди 2700 онлайн-продавцов, большинство из которых — индивидуальные предприниматели, а также представители малого и среднего бизнеса. Исследование показало, что российские товары и услуги приобретают во всем мире, а чаще всего их заказывают жители США, Германии и Великобритании. Наибольшим спросом традиционно пользуются услуги соцсетей, книги и музыка, а также то, что можно купить в онлайн-играх. Однако быстрее рынка растет спрос на физические товары из России, рассказал Business FM председатель правления «ПэйПал РУ» Владимир Малюгин. Владимир Малюгин: Общий онлайн-экспорт оценивается примерно в 2 млрд долларов и растет примерно на 30% из года в год, а вот в сегменте физических товаров рост отмечается и до 50%. Это сегодня наиболее активно растущий сегмент, где присутствует большое количество молодых компаний: это компании моложе трех лет и компании, которые более чем в 60% случаев находятся за пределами Москвы и Московской области. Если мы говорим об изделиях, что пользуется наибольшим спросом: одежда или обувь, российского производства или наши экспортеры перепродают что-то китайское, что-то бывшее в употреблении? Владимир Малюгин: Когда мы говорим о физических товарах, нас интересуют именно товары российского производства, то есть то, что производится в России. По большей части это действительно одежда, обувь, предметы ручной работы, уникальные изделия, солнцезащитные очки, свадебные платья, чехлы для GoPro и много другой интересной продукции. Правильно ли мы понимаем, что такой интерес к экспортной торговле у россиян проснулся по большей части после того, как обвалился рубль? Владимир Малюгин: Это тренд, который мы видим уже в последние три года. Сегодня большинство компаний, которые активны и показывают наибольшие темпы роста — около 50% — это компании, которым меньше трех лет. Какие-то данные о покупателях есть? Это русскоязычное население той же Германии или Северной Америки? Владимир Малюгин: Сегодня есть две категории покупателей, которые приобретают товары из России: это действительно русскоговорящая диаспора или те, для кого русский являются вторым языком (порядка 180 миллионов людей, проживающих за пределами РФ), и у них интерес к российской музыке, книгам, услугам российских социальных сетей. Но есть и вторая категория: это те люди, которые очень активно покупают в онлайне. Наши глобальные данные показывают, что более 50% покупателям онлайн неважно, в какой стране покупать, если их устраивает товар и цена. Есть данные о том, насколько успешен этот бизнес, сколько в среднем зарабатывают продавцы, сколько стоит сайт, на который покупатели придут из-за рубежа, потому что есть своя специфика? Владимир Малюгин: Можно, наверное, говорить о некоторых кейсах, где люди за последние год-два достигли приличных объемов. Под приличными объемами я понимаю сотни и тысячи заказов в месяц из-за границы при среднем чеке в 12-16 тысяч рублей. Вот два примера, которые мне наиболее близки и знакомы: компания, которая занимается производством солнцезащитных очков и оправ из дерева, и вторая компания активно занимается производством обуви. И в том, и в другом случае это сотни, если не тысячи ежемесячных заказов от потребителей за пределами РФ при достаточно значительном чеке от 12 тысяч до 18 тысяч рублей, то есть 200-300 долларов за единицу. Среди проблем, с которыми сталкиваются онлайн-экспортеры, сами предприниматели выделяют три аспекта: сложную логистику, языковой барьер и нехватку доверия к российскому рынку.