Кто против бизнеса и Путина?

В приоритете предприниматели и проекты «Чтобы вывести экономику на новую траекторию роста, нам нужно снять законодательные барьеры, которые стоят на пути развития конкуренции, притока инвестиций, внедрения современных технологий, обеспечить сбалансированное развитие российских регионов, северных, дальневосточных территорий», – заявил глава государства. В связи с этим, указал президент, в Госдуму будут внесены законопроекты, касающиеся поддержки предпринимательства и частной инициативы. В том числе речь идёт об укреплении законодательной защиты бизнеса от давления со стороны недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. "Для того чтобы сконцентрировать усилия и ресурсы на решении наиболее острых, системных задач в экономике и социальной сфере, мы запускаем приоритетные проекты", - заявил также глава государства. "Я прошу... при работе над федеральным бюджетом предусмотреть финансирование приоритетных проектов в полном объеме". Меньше лишнего надзора и процентов по кредитам О защите бизнеса от нападок правоохранительных, проверяющих и контролирующих органов говорят давно, отмечает вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева. Во всем мире именно удобство ведения бизнеса является основным критерием для определения предпринимательского климата в стране в целом. Проблемы, с которыми сталкивается российский предприниматель, по большому счету, не изменились за долгие годы, условно их можно разделить на два направления. Первая группа проблем, рассказывает эксперт, связана с активным вмешательством государства в предпринимательскую деятельность. Это то, о чем и говорил президент на первом заседании Государственной Думы. Необходимо снимать заградительные барьеры в предпринимательской сфере, которыми являются, в частности, избыточное количество контролирующих и надзирающих органов, деятельность правоохранительных органов, которые с помощью своего инструментария давят на бизнес и мешают работать. Вторая область - не менее серьёзные проблемы по доступности финансовых ресурсов. В последнее время ситуация стабилизируется, уверена Татьяна Минеева. Сегодня борьба с инфляцией, которую ведёт Банк России, наконец-то показала свои результаты, и регулятор ослабил хватку, намечен тренд на снижение ключевой ставки. Но по общему признанию экспертов и представителей бизнес-сообщества, снижение, конечно, недостаточное. Необходимо добиться, считает вице-президент «Деловой России», чтобы уровень кредитных ставок в целом по стране снизился до отметки 7-8% годовых. Для этого необходимо снижение ключевой ставки до уровня 6%. Смена модели роста и изменения климата В российской экономике не тот инвестиционный климат, который бы поощрял создание и развитие бизнеса, констатирует управляющий директор IFC Financial Center Илья Сикачев. И проблема заключается не в каких-то конкретных людях, а в той системе взаимоотношений власти и бизнеса, которая выстроилась в последние годы, объясняет он. В условиях увеличения доли государства в экономике и притока нефтедолларов решение проблем бизнеса, который не был крупным и лояльных государству, в задачах власти всегда носило второстепенный характер. А проблемы эти были и остаются в том числе и в зачастую неправомерном давлении правоохранительных органов, от которого президент призвал оградить. По мнению Ильи Сикачева, требуется полная инвентаризация оснований, по которым руководители компаний могут подвергаться уголовному преследованию, а также ужесточение ответственности тех сотрудников, которые пользуясь своим служебным положением решают свои личные проблемы или помогают конкурентам оказавшегося в опале бизнесмена. Подобные инициативы попадают в канву смены курса создания более благоприятных условия для бизнеса. Призывы к этому профессионального сообщества наконец-то услышаны, да и других вариантов - из-за поворота в модели экономического роста, от основанного на росте цен на энергоресурсы - к инвестициям, нет. Госрасходы в реальном выражении в ближайшей трёхлетке не будут расти, а на одном крупном частном бизнесе и госкомпаниях экономику не разогнать, уверен эксперт. Без поддержки малого и среднего бизнеса не обойтись. Поэтому в основных направлениях налоговой политики появились стимулирующие налоговые меры. Но они не заработают без решения структурных проблем, где защита бизнеса от правоохранительных органов занимает не последнее место. "Фактическая парализация бизнес-процессов" Сейчас речь идет о вполне конкретной поправке в законодательную базу, а именно о внесении изменений в 299 статью УК РФ, говорит, в свою очередь, директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. Предполагается ужесточить ответственность за привлечение заведомо невиновных к уголовной ответственности, в частности повысить срок заключения с 5 до 7 лет. Хотелось бы отметить, что данная мера, по признанию бизнес-сообщества, вряд ли позволит в одночасье решить все проблемы бизнеса, связанные со злоупотреблением полномочиями со стороны полиции и органами исполнительной власти, поскольку, во-первых, данная статья уже предусматривает более чем суровое наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет, а во-вторых, число уголовных дел, заведенных по ней оценивается единицами, чего нельзя сказать о злоупотреблениях, которые не ограничиваются давлением на предпринимателей с использованием законодательства. Проще говоря, статья не работает и вряд ли заработает с ужесточением ответственности. Проблема давления на бизнес является значительно более широкой, уверен эксперт. И сфабрикованные уголовные дела не являются главным инструментом давления на бизнес. На сегодняшний день основной головной болью предпринимателей я вляются проверки надзорных и контролирующих органов и служб. Только за прошлый год было совершено свыше 2,35 млн проверок бизнеса. Да, с одной стороны это говорит о том, что проверяющие и надзорные органы стали работать лучше, стало выявляться больше нарушений, повысилась собираемость налогов, но какой ценой? По сути, объясняет Алексей Панин, и это не раз подчеркивалось представителями бизнес-сообщества, речь идет о фактической парализации бизнес-процессов в связи с огромным числом проверок, эффективность предпринимательской деятельности снижается, а сами проверкизачастую производятся не столько с целью выявления нарушений, сколько с целью давления. Несмотря на то, что проблема не раз обсуждалась на уровне правительства и даже президента, по большому счету сейчас идет лишь снижение плановых проверок, при том, что доля внеплановых стремится к 40%. По мнению эксперта, работа законодательных органов должна учитывать проблемы, связанные со злоупотребленим контролирующими и надзорными органами и огромным числом проверок. Отмечу, что за последние годы полномочия этих органов в частности по проведению внеплановых проверок только росли, при этом пересмотр "правил игры" шел отнюдь не в пользу бизнеса. Снова о борьбе классов Как видим, поставленный в заголовке вопрос "кто против бизнеса и Путина?" не имеет однозначного ответа. На словах все двумя руками за, в частных разговорах правда с разными "но", типа "бизнесмены сами хороши" (что-то нарушают, слишком любят деньги, "заказывают конкурентов"). Но бизнесмены в общем-то везде одинаковые, а вот государство, которое его регулирует, везде разное. Если присмотеться, то в "государстве", понятии довольно абстрактном, мы увидим определенные слои, которые не лично, а "классово" против бизнеса. Или это надо писать без кавычек?