МФЦ: несвоевременное, но все же достижение

"Несмотря на неопределенность, связанную как с перспективами восстановления экономики, так и с недостатками нашего бизнес-климата - сейчас хорошее время для того, чтобы заглянуть дальше краткосрочных и среднесрочных планов, подумать о том, в каком направлении будут развиваться финансовые рынки в перспективе 10-15 лет. Спрогнозировать изменение спроса на услуги финансовой индустрии, оценить, какова будет вероятная динамика факторов, имеющих принципиальное значение для развития финансовых рынков - демография, технологии, интернационализация и глобальное регулирование. Такая работа поможет понять, где для нашей финансовой индустрии могут появиться "окна возможностей" и как этими возможностями воспользоваться", - отметил Александр Волошин. По словам главы рабочей группы, в рамках "дорожной карты" был проделан ряд шагов, в числе которых создание и эффективная работа единого регулятора на базе ЦБ РФ, "перезагрузка" отрасли негосударственных пенсионных фондов, создание центрального депозитария, а также внедрение Кодекса корпоративного управления. Создание МФЦ – это давняя мечта и цель властей, но сейчас можно говорить только о "дорожной карте", так как в условиях санкций и общей сложной экономической ситуации создавать МФЦ почти бессмысленно, полагает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Сейчас просто не удастся привлечь необходимых инвесторов и участников, как и нужные средства. Если точнее, то сделать это можно, но сил на это будет затрачено значительно больше, нежели при благоприятных условиях. С другой стороны, подготовку лучше действительно провести сейчас, чтобы не терять времени в тот момент, когда процесс создания МФЦ станет целесообразным, так как он займет годы. И все же говорить о том, что Россия в обозримом будущем займет прочные позиции в мировом разделении труда в области предоставления финансово-инвестиционных услуг, пока не приходится, уверен вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. Последний отчет исследовательской компании Z/Yen Group поместил Москву на 84-е из 87 мест в рейтинге международных финансовых центров. Несмотря на создание необходимой инфраструктуры (центрального депозитария, индустрии пенсионных фондов, передачи всех полномочий по надзору в Банк России, усиление позиций биржи после объединения ММВБ и РТС) - что позволило, в частности, провести размещение суверенных еврооблигаций в условиях западного запрета на участие инвестбанков в организации подобной сделки - тем не менее возникли, пока непреодолимые, препятствия для того, чтобы созданные условия смогли повысить роль Москвы как финансового центра. Это и геополитика, которая привела к закрытию лимитов на Россию и создала барьеры для того, чтобы капитальные потоки как минимум сохранили прежнюю интенсивность. Это и замедление экономики, что затормозило процесс роста объемов эмиссии долговых бумаг и ограничило интерес к выводу компаний на IPO. Это и особенности внутренней политики, в частности «заморозки» пенсионных накоплений, что привело к уменьшению поля для действий как для эмитентов, так и для профессиональных участников рынка. Как следствие - уход из России иностранных инвестбанков и снижение заработков российских участников рынка. В частности, по данным Freeman Co. за первое полугодие этого года совокупный доход по сделкам опустился до трети от объема за аналогичный период в 2013 году. И это все в условиях не самого благоприятного бизнес-климата, для улучшение которого требуется проведение структурных реформ, уверен эксперт. На текущий момент, полагает Станислав Вернер, можно ожидать, что указанные ограничители сохранят свое воздействие в ближайшие несколько лет, что не позволит России получить те результаты, которые представлялись разработчиками проекта развития МФЦ при его создании.