Россияне бросились в магазины
Дно? «Такого потребительского рвения не наблюдалось уже давно», – констатируют исследователи. Рост показали все регионы, но особенно Центральный во главе с Москвой. Расходы выросли во всех типах городов, но особенно в пятисотысячниках. Среди различных доходных групп стоит отметить средний класс, который неожиданно сменил стабильную экономию на повышенные расходы - и в разрезе месяца, и по сравнению с прошлым годом. Россияне возвращаются в магазины. Об этом свидетельствует и внезапно оживившийся средний чек, который почти полгода находился на отметках трехлетней давности, а в сентябре сразу резко прибавил. Остается надеяться, говорится в сообщении компании, что минувший август стал «дном», оттолкнувшись от которого потребительская активность перешла к росту. Но это покажут замеры ближайших месяцев. Пока же можно констатировать, отличие от 2015 и 2014 годов, когда в сентябре, напртотив, наблюдался спад покупательской активности. Рост может не повториться И все же пока рано делать какие-либо выводы, так как необходимо смотреть на статистику в динамике, полагает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. Разовый сильный рост на фоне может больше не повториться, а сентябрьские показатели могут оказаться простым отклонением от тренда. Кроме того, сложно вообще сказать, что заставило россиян увеличить расходы, так что о прохождении «дна» говорить преждевременно. Если тенденция по росту продолжится в ближайшие месяцы, говорит аналитик, то это будет свидетельствовать об улучшении настроений потребителей и готовности тратить. Это очень хороший признак стабилизации экономики, но необходимо подождать еще хотя бы два месяца. С очень большой вероятностью в октябре-ноябре мы увидим падение, полагает Артем Деев. Вторая зарплата после отпуска Спрос увеличился за счет того, что многие вернулись из отпусков, уверен основатель и генеральный директор онлайн-сервиса Gettable Егор Гончаренко. Перед летом граждане копили на отдых, теперь же появились свободные деньги, которые они начали тратить. Немного увеличился курс рубля, что тоже способствует увеличению покупок. Кроме того люди устали от затянувшегося режима экономии. Кризис заставил российских покупателей резко снизить объем потребления после снижения курса рубля на стыке 2014-2015 годов. Теперь же показатели возвращаются к докризисному уровню. Вместе с тем к своим тратам россияне подходят с умом, полагает Егор Гончаренко. С профессиональной точки зрения он отмечает, что потребители все чаще доверяют онлайн сервисам при покупках товаров, организации отдыха и развлечений. По его мнению, в ноябре и декабре спрос будет расти - за счет предновогоднего ажиотажа.