Эксперт: «Турецкий поток» может быть избыточным для «Газпрома»
Газопровод «Турецкий поток», о строительстве которого 10 октября было подписано межправительственное соглашение в Стамбуле, сильно отличается от планировавшегося ранее на замену «Южному потоку», кроме того, может стать избыточным для «Газпрома» через несколько лет, считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. «Надо отдавать себе отчет в том, что этот «Турецкий поток» - это, конечно, не тот «Турецкий поток», который должен был заменить несостоявшийся «Южный поток» в качестве альтернативы украинскому транзиту. Тот планировали в составе 4-х ниток по 15,5 млрд кубометров в направлении южной Европы. Этот – одна нитка в направлении Европы с неясной перспективой, а вторая – только в Турцию. Ее реальное предназначение состоит в том, чтобы удвоить транспортные мощности «Голубого потока» для турецкого импорта российского газа», - сообщил Алексей Калачев в комментарии «СП», добавив, что действующая нитка «Голубого потока» пропускает те же 15,5 миллиардов, а экспорт «Газпрома» в Турцию составляет 25-30 млрд «кубов». «Думаю, после того, как к 2020 году «Южный газовый коридор», по которому газ будет поставляться на европейский рынок с месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, будет построен, Европа снимет все возражения не только по «Турецкому потоку», но и по «Южному», «Северному» и какому угодно. Европейский газовый рынок станет достаточно конкурентным, и перестанет зависеть от отдельных поставщиков. Однако, в условиях конкурентного рынка строительство избыточных транспортных мощностей для газа станет невыгодным для «Газпрома». А они будут избыточными: «Газпром» поставляет в Европу около 160 млрд м3 газа ежегодно, и трубопроводные мощности всех запланированных им газопроводов не могут быть использованы полностью», - отметил также аналитик. Как сообщалось, глава Минэнерго РФ Александр Новак и министр энергетики и природных ресурсов Турции Берат Албайрак подписали соглашение, которое предусматривает строительство двух ниток магистрального трубопровода по дну Черного моря до европейской части Турции и далее к границе с Грецией. Длина морской части проекта составит более 900 км, сухопутной части по турецкой территории — 180 км. Две нитки должны быть построены к декабрю 2019 года.