«Зампреда Сбербанка на Камчатке не видели никогда»

10 октября отозвал лицензию у некрупного банка «Развитие», зарегистрированного в Карачаево-Черкесии. Другие регионы также постоянно лишаются местных банков — кое-где их не осталось вовсе. Банки.ру разбирался, могут ли регионы обойтись без «своих» кредитных организаций.

Город без «сердца», пенсионеры без пенсий

Видео дня

Почти два года назад Банк России лишил лицензии — калининградский банк, входивший на тот момент в сотню крупнейших. На тот момент объем вкладов в кредитной организации составлял более 39 млрд рублей, из которых 14 млрд приходилось на Калининградскую область. «Если смотреть по структуре вкладов населения, то существенная доля калининградцев приходилась именно на Инвестбанк, и его крах коснулся близких и родственников едва ли не каждого жителя региона», — писала «Новая газета» через полгода после отзыва. Бюджет области потерял тогда почти 50 млн рублей: 45 млн рублей областной Корпорации развития туризма и еще 4,7 млн — деньги, выделенные на архитектурный проект «Сердце города». Негосударственный «Индустриальный» потерял в банке около 400 млн рублей накоплений, а Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 1,5 млрд рублей.

18 августа этого года ЦБ отозвал лицензию у бурятского . Перед этим кредитная организация подавала иск к Нацбанку Республики Бурятия против ограничений по операциям, которые вводил местный регулятор. «Избранная Нацбанком РБ мера незаконна, неадекватна допущенным нарушениям и выходит за пределы санкций, установленных законом о Центробанке, и может привести к социальному «взрыву» в Республике Бурятия», — говорилось в иске. Действительно, после отзыва лицензии у БайкалБанка в нем «зависли» пенсии, платежи за детские сады и свет значительной части жителей республики.

История с черкесским «Развитием» громких последствий пока не имеет — многие мелкие региональные банки погибали молча, причем их доля по сравнению с московскими и петербургскими постоянно сокращалась. Так, с 2001 по 2016 год доля банков, зарегистрированных в Москве и Санкт-Петербурге, выросла с 47% до 56%, приводят цифры в Институте фондового рынка и управления (ИФРУ). При этом, говорят там, в США 90% банков — региональные. Похожая ситуация и в Германии, где очень развиты именно региональные банковские системы.

Евреи и чукчи без банков

Сейчас чуть меньше 20 банков из топ-100 по размеру капитала зарегистрированы не в Москве и Санкт-Петербурге. Банки этой «весовой категории» есть в Татарстане, Ханты-Мансийском автономном округе, на Дальнем Востоке, в Крыму, в Краснодарском крае, в Свердловской, Челябинской, Костромской, Самарской, Тюменской и Ростовской областях. Кое-где местных банков не осталось вовсе: в Орловской, Архангельской, Магаданской и Смоленской областях, а также в Калмыкии, Ингушетии, Забайкалье, Еврейской автономной области, в Ненецком АО и на Чукотке.

«Мелкие местные банки (которые, например, действуют на один город) не могут обеспечить растущие потребности клиентов в силу того, что ресурсов у них немного, капитал небольшой», — считает заместитель председателя правления (АТБ), зарегистрированного на Дальнем Востоке, . По его мнению, именно такие банки не слишком жизнеспособны в региональных условиях и наиболее уязвимы. Впрочем, считает Андрюшкин, крупные местные банки все равно нужны каждому региону — они и к бизнесу ближе, и к простому народу, и доверие пока еще не потеряли. «Зампреда на Камчатке не видели никогда. И вообще федеральные банки никогда не смогут обеспечить нормальной коммуникации между «головой» и местными отделениями», — замечает банкир.

«Наш банк является лидером в домашнем регионе по активам, размеру капитала, портфелю депозитов и средств на счетах юридических лиц», — косвенно подтверждает слова Андрюшкина о популярности местных банков в своих регионах руководитель дирекции продаж корпоративных продуктов (УБРиР) Ольга Дрововозова.

Малый и средний региональный бизнес предпочитает «свои» банки отделениям федеральных еще и потому, что в первых «все по-семейному», говорит Андрюшкин. «Если с нами местный бизнес работает, мы гарантируем, что с нами партнерские отношения будут всегда. И даже если вдруг что, мы постараемся договориться», — объясняет специфику работы банкир.

После того как у местных банков отзывают лицензию, рассказывает зампред правления АТБ, их клиенты, как правило, либо вовсе перестают доверять банковской системе, либо приходят в более крупные региональные банки. «Когда у БайкалБанка отозвали лицензию, многие — особенно бизнес — перешли к нам», — говорит Андрюшкин.

«Концентрация большинства банков в Москве и Петербурге неприемлема»

Любой отзыв лицензии местного банка влияет и на экономику региона в целом, считает профессор факультета финансов и банковского дела Юрий Юденков.

«Практически все местные банки более популярны для мелких и средних предпринимателей. Филиалы и отделения «московских» банков интересны для крупного бизнеса», — подтверждает эксперт слова Андрюшкина из АТБ. По его словам, закрытие банка часто приводит к потере средств у мелких и средних предпринимателей, что, в свою очередь, ведет к их банкротству и, как следствие, к потере рабочих мест в регионе.

«Система в целом по региону изменяет свою структуру, ориентируясь больше на вывоз капитала и миграцию рабочей силы», — констатирует Юденков.

С каждым отзывом лицензии у небольших местных банков региональным клиентам (и прежде всего местному бизнесу) становится сложнее получить деньги — в федеральных банках ценовые условия кредитования все равно лучше, считает главный экономист ИФРУ . А для малых и средних предприятий нередко «местный» кредит — это и вовсе единственный внешний источник средств. «Местные банки лучше ориентируются в региональных заемщиках, видят специфические риски, а иногда и эффективнее используют административные и экономические ресурсы региона», — говорит Беляев.

По мнению Юденкова из РАНХиГС, концентрация большинства банков в Москве и Петербурге неприемлема. «Но у нас вся территориальная структура экономики «скособочена»: основное производство конечной продукции — в Москве и Питере. Структура банков отражает структуру экономики», — вынужден признать Юденков.

Как считает Беляев из ИФРУ, истории с калининградским Инвестбанком, когда целые предприятия теряли все свои деньги, больше повториться не должно. «Начиная со второй половины 2014 года предприятия в целом адаптировались к мерам Банка России по расчистке банковской сферы. Они стали значительно более осмотрительными при выборе финансовых партнеров», — говорит эксперт. По его словам, компании стали выходить из этого положения, просто открывая счета в двух-трех банках.

При этом, полагает Михаил Беляев, в будущем доля региональных банков может даже увеличиться, и поможет этому как раз зачистка банковского сектора. «Экономика сама определит необходимый уровень числа участников банковского рынка. При этом большинство кредитных учреждений будут региональными», — прогнозирует эксперт.

Эмма ТЕРЧЕНКО, Banki.ru