Правила демпинга: вместо скидок - бонусы
Когда на рынке недвижимости кризис, то совершенно естественно, что девелоперы пытаются решить проблему падения продаж с минимальными для себя последствиями. Ситуация, которая возникла за последние два года на отечественном рынке жилья, подталкивает застройщиков к наиболее простому и эффективному шагу — снижению цен. Впрочем, здесь тоже есть свои пределы — снижать цены на городские квартиры и загородные дома можно только до определенного предела. Если понизить стоимость квадратного метра, что называется, ниже нижнего, то девелоперы окажутся в проигрыше и будут продавать жилье себе в убыток. Но такой вариант развития событий возможен разве что для фантастического романа. Как говорит директор Департамента новостроек компании “Инком-Недвижимость” Юлиан Гутман, в не самых простых экономических условиях многие застройщики выбрали очевидный на первый взгляд способ заинтересовать покупателей — демпинг. И данный путь был верным, но до определенного момента. “Вообще практика дисконта должна носить акционный характер, когда срок действия ограничен. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать патовой. Например, при девальвации рубля и росте себестоимости возведения домов снижение цены реализации объекта делает нерентабельным весь инвестиционно-строительный процесс, — говорит эксперт. — Поэтому сегодня нет предпосылок к увеличению скидок. Более того, по нашим оценкам, только в 40 процентов проектов застройщики используют для привлечения покупателей исключительно дисконт, в 60 процентах жилых комплексов в качестве новых инструментов активно применяются различные бонусные программы”. Правоту специалиста подтверждает тот факт, что в последние месяцы многие застройщики перестали использовать именно демпинг как основной инструмент привлечения покупателей на первичном рынке. Началась данная тенденция с Московского региона, где жилье больше не могло дешеветь в принципе. Дело в том, что с начала этого года скидки стали настолько значительными, что стало ясно — надо что-то менять. В результате, за последние месяцы максимальный размер скидки снизился на 10 процентных пунктов. Так что сегодня в 60 процентах столичных и подмосковных проектов девелоперы используют различные бонусные программы. По статистике, эти самые программы увеличивают потенциальный спрос до 20 процентов. Но в 36 процентах возводимых жилых комплексов специальные акции, все-таки, сочетаются со старыми, добрыми и такими привычными скидками. Надо напомнить, что рекордный для российского рынка первичного жилья дисконт в 25 процентов был установлен в декабре 2015 года и сохранялся вплоть до окончания февраля 2016 года. И это шло вразрез с прогнозами некоторых экспертов, которые предрекали, что скидки дойдут чуть ли не до 40-45 процентов. Но в последние три месяца максимальные скидки в новостройках удерживаются на уровне 15 процентов. Также нельзя не отметить, что условиями для получения самого высокого дисконта являются полная оплата покупки или использование ипотечного кредита. Что же касается среднего дисконта на жилье, то он находится на уровне 7-10 процентов. По мнению многих экспертов рынка недвижимости, система бонусов, безусловно, работает. Она не только выполняет свою функцию, но и привлекает внимание покупателей, а каждая новая акция увеличивает потенциальный спрос в среднем на 15-20 процентов. Однако не стоит забывать, что определяющие факторы для принятия решения о покупке являются — это расположение, соотношение цены и качества, а также конкурентные преимущества проекта и степень его готовности.