Кубань: 10 взлетно-посадочных лет

Курорты Краснодарского края нынешним летом приняли на 10% туристов больше, чем в 2015-м. Немалая их часть прибыла к морю по воздуху, через кубанские аэропорты. «КП» разобралась в причинах такой популярности и ситуации в транспортной инфраструктуре Кубани. КОНКУРЕНЦИЯ ТУРЦИИ И ЕГИПТУ Для начала - немного цифр. Более 12,5 млн. - столько туристов побывали за 8 месяцев этого года в Краснодарском крае. Большинство из них, по понятным причинам, отдыхали на море. Немалая часть курортников прибыла на каникулы на самолетах. В компании «Базэл Аэро» (управляет аэропортами Сочи, Краснодара, Анапы и Геленджика) подсчитали - за то же время их услугами воспользовались около 7 млн. человек (прирост в сравнении с январем - августом прошлого года составил 14% при среднем приросте по отрасли в 7 - 10%). Даже кубанский губернатор Вениамин Кондратьев отметил в своем микроблоге: «В этом году у нас образовалось еще одно море - море туристов, почти как три Краснодарских края. Сделаем все, чтобы не разочаровать наших гостей». Генеральный директор «Базэл Аэро» Леонид Сергеев добавляет: «Сегодня мы проектируем новые терминалы в Анапе и Геленджике, здраво оценивая перспективы развития наших курортов. Мы уверены, что турпоток будет только расти, и готовимся к этому. Надеемся, что санаторно-курортная отрасль тоже не подкачает и сможет составить достойную конкуренцию Турции и Египту». То есть корни нынешней популярности кубанских курортов нужно искать не только в популярности Краснодарского края, но и в наличии в городах современной транспортной инфраструктуры, в том числе аэропортов. Например, в этом году исполнилось 10 лет с момента вхождения аэропорта Сочи в группу «Базовый Элемент», которая принадлежит Олегу Дерипаске. Далеким летом 2006 года структуры бизнесмена на открытом аукционе купили 100% акций аэропорта за 5 млрд. рублей. Дерипаска, известный прежде всего своими алюминиевыми заводами, тем не менее активно инвестирует в Краснодарский край и по сей день. Ведь он вырос на одном из хуторов недалеко от города Усть-Лабинск и неоднократно повторял в своих интервью, что Кубань - это его малая родина и, кстати, регион для уплаты налогов с его бизнеса, что подтвердили и в администрации края. В этом году Олег Дерипаска продлил соглашение с Краснодарским краем и Усть-Лабинским районом об уплате и распределении налогов. Причем половина причитающихся Краснодарскому краю налогов Дерипаски и «дочек» «Базового Элемента» в этом регионе будет поступать в бюджет Усть-Лабинска. ВРЕМЯ ОБНОВЛЕНИЯ Однако вернемся в 2006 год. Тогда никто из жителей и гостей Сочи даже не думал, что когда-то вместо одноэтажных стандартных пристроек к историческому зданию аэровокзала Адлера вырастет терминал на 65 000 кв. м. Через десять лет после приобретения пассажиропоток аэропорта - уже около 5 млн. пассажиров в год. И продолжает расти: по итогам первых 8 месяцев 2016 года приток пассажиров в сравнении с январем - августом прошлого года составил более 30%. Неплохо развиваются и другие кубанские аэропорты, входящие в «Базэл Аэро». Еще в 2005 году, когда компании Дерипаски получили контроль над аэропортом Геленджика, была начата его полная реконструкция, в результате которой была построена новая взлетно-посадочная полоса и новый терминал, который заработал в 2010 году. Приобретенный чуть позже краснодарский аэропорт всегда был лакмусовой бумажкой развития авиации в крае. Шутка ли - столица Кубани, ее главные воздушные ворота. Сюда ведет немало маршрутов деловых поездок, Краснодар - перевалочный пункт для разлета по соседним регионам. Именно в кубанской столице многие авиакомпании видят потенциал для региональных перевозок. Сейчас здесь проводятся работы по обновлению и строительству нового терминала. Многое уже сделано. Но работа не останавливается. Приложенные усилия не пропадают даром - только за 8 месяцев этого года пассажиропоток вырос почти на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2015-го, а выручка по итогам прошлого года увеличилась почти до 3 млрд. рублей. В «Базэл Аэро» рассказали «КП», что у холдинга большие планы в отношении краснодарского аэропорта. В ближайшие годы он еще больше преобразится - ведется проектирование нового современного терминала. Большая стройка идет сегодня и в Анапе. Новый терминал аэропорта Витязево площадью почти 12 000 кв. м должен заработать уже к началу 2017 года. Станут больше не только помещения, вырастет в 1,5 раза и пропускная способность. В общем, две последние пятилетки для аэропортов Кубани стали временем обновления. К тому же здесь... стало больше улыбок, заметили совладельцы «Базэл Аэро», представители сингапурской компании Changi. Сингапурцам можно верить - они денно и нощно работают над повышением качества работы с пассажирами не только по всему миру, но и в кубанских аэропортах.

Кубань: 10 взлетно-посадочных лет
© Комсомольская правда