Старинные станции Малого московского кольца ждет реставрация

На карте культурных объектов столицы появился еще один адрес. Железнодорожную станцию "Воробьевы горы" открыли еще в начале прошлого века вместе с запуском Малого кольца Московской железной дороги, но много лет использовали не по назначению. И вот теперь у станции — новая жизнь и новый статус. Строительство железнодорожной станции сто лет назад поставило всю жизнь района Воробьевы горы на новые рельсы. Привычный ландшафт — раньше здесь была заболоченная низина — сильно изменился. "Когда в начале ХХ века возникла необходимость строительства железной дороги, начались ирригационные работы, и они были очень дорогостоящие", — рассказывает искусствовед Кирилл Алексеев. Над проектом станции трудились лучшие инженерные и архитектурные умы. Итог их работы — мост-дебаркадер — напоминание о том, что здание буквально стоит на воде, пассажирские залы и камеры хранения, служебная квартира начальника станции, телеграф и единственный на всем железнодорожном кольце буфет. "Сама постройка представляет из себя стиль эклектического модерна. В нем сочетается самых разных стилей: детали барокко и даже какие-то ренессансные части, но в то же время станция была современна, сочетая в себе и европейские, и русские технические нововведения", — продолжает Кирилл Алексеев. В середине прошлого века подъездные пути от станции вели к заводу "Каучук", в начале 2000-х промышленно-транспортный узел закрыли и вместо него построили Третье транспортное кольцо, а вместо вокзала здесь теперь — Транспортная прокуратура. "Прокуратурой организована проверка по вопросам охраны данного объекта и включения его в единый госреестр культурного наследия народов Российской Федерации. В данный ансамбль входит пассажирское здание станции, дебаркадер который сохранился до настоящего времени и используется в качестве пешеходного моста и фонарный столб", — отмечает прокурор отдела по надзору за исполнением законов Московской транспортной прокуратуры Антон Алексеев. Построенная из красного кирпича станция не раз меняла свой исторический цвет. Оригинальный чугунный козырек утрачен, но в целом облик постройки сохранился, а теперь, благодаря статусу памятника культурного наследия, будет еще и бережно поддерживаться. "Уникальность станции — в том, что здание построено по индивидуальному проекту, в отличие от других, которые являются типовыми. Архитектор Померанцев построил это здание в виде небольшого уютного замка", — поясняет руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. Московская окружная железная дорога — это 16 исторических платформ. "Воробьевы горы" — только начало. Объектами культурного наследия обещают сделать все станции кольца.