«Вертолеты России»: Ка-52 готов летать и в российском, и в египетском небе

Сегодня во время видеоконференции с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, компания «Вертолеты России» отрапортовала о готовности передать очередную партию боевых вертолетов Ка-52, произведенных в ПАО ААК «ПРОГРЕСС», Министерству обороны РФ. И. Чечиков, заместитель генерального директора по послепродажному обслуживанию холдинга «Вертолеты России» О новейших вертолетах, популяризации российской техники на мировом рынке и инновациях в производственном процессе корреспондент ФБА «Экономика сегодня» узнала у Игоря Чечикова, заместителя генерального директора по послепродажному обслуживанию холдинга «Вертолеты России» - Александр Александрович, Ка-52 – популярные машины. «Вертолеты России» готовятся поставить их не только на внутренний рынок. Подробностями сделки с Египтом можете поделиться? - К сожалению, это конфиденциальная информация. Но в этом году запланированы поставки еще нескольких партий «Аллигаторов». Ка-52 являются одними из самых современных машин в своем классе. C их помощью можно уничтожать танки, вертолеты противника в любых метеоусловиях хоть днем, хоть ночью. И в настоящее время ПАО ААК «ПРОГРЕСС» (входящее в холдинг «Вертолеты России»), которое и разрабатывало модификацию этого вертолета, выполняет мероприятия по расширению возможностей этих машин. Данные вертолеты оснащены самой современной авионикой и мощным наступательным вооружением, которое может выполнять различные боевые задачи, также на них есть системы, позволяющие вертолетам эффектно маневрировать и выполнять сложные фигуры пилотажа. - Александр Александрович, какое место на российском и мировом рынках занимает компания сейчас и каковы дальнейшие перспективы? - Холдинг «Вертолеты России» сегодня занимает второе место на мировом рынке военных вертолетов, и пятое – среди производителей гражданских машин. По итогам 2015 года «Вертолеты России» заняли 10% мирового рынка в целом, но доля продаж «Вертолетов России» в РФ составляет 94%. К тому же мы планируем к 2020 году увеличить долю холдинга на мировом рынке за счет вывода на рынок новых моделей в привлекательных сегментах рынка. - Правильно ли я понимаю, что программа импортозамещения выполнена практически полностью? - Да, с 2014 года эта программа нами практически полностью реализована. Мы кардинально снизили зависимость от зарубежных поставщиков и открыто можем сказать сегодня, что практически все наши вертолеты делаются с использованием отечественных комплектующих: это и новейший «арктический» Ми-8АМТШ-ВА, и многоцелевой Ми-38 и, конечно, ударные Ми-28-НЭ и Ка-52. Там все российское: и авионика, и двигатели, и трансмиссия. - Раз уж зашла речь о технологиях, то расскажите подробнее, какие инновации используются в производстве вертолетов? - Мы активно внедряем новые технологии в производство наших вертолетов. Например, в этом году на одном из наших заводов введен в эксплуатацию новый роботизированный комплекс обработки изделий из новейших полимерно-композиционных материалов (ПКМ). Наличие комплекса повысило эффективность производства элементов конструкций вертолетов, строящихся на авиазаводе, примерно на 70%. Нами разрабатывается уникальная система для выявления скрытых повреждений лопастей. Она позволит производителям и эксплуатантам вертолетов сканировать лопасти несущих и рулевых винтов вертолетов с целью обнаружения дефектов. - Сегодня все чаще говорят об аддитивных технологиях. Многие ученые говорят, что эти технологии, возможно, станут началом новой индустриальной революции. Используются ли они холдингом «Вертолеты России?» Не отстаем ли мы от других? Вертолет Ка-52 готов летать и в российском, и в египетском небе - В освоении аддитивных технологий в вертолестроении практически не отстаем от других стран. Например, композиты мы активно внедряем в производство своей техники. Это инновационные технологии с использованием 3D печати, которые смогут обеспечить снижение деталей машины до 40%, в разы сократят время освоения новой продукции и позволят получить элементы сложной формы, которые невозможно произвести обычным способом. За ними, вероятно, будущее. - Очень интересно узнать о вертолете Ансат, серийный выпуск которого только-только начался. Каковы его главные преимущества перед зарубежными аналогами? - Вертолет Ансат с гидромеханической системой управления, который нами предлагается сейчас на рынке легких вертолетов, имеет ряд серьезных конкурентных преимуществ перед аналогами в своем классе. Во-первых, он надежен и прост в эксплуатации, а значит, может использоваться в разном климате при большой разнице положительных и отрицательных температур, он не нуждается в ангарном хранении. А, во-вторых, благодаря быстросъемному оборудованию Ансат может выполнять широкий круг задач. Его используют для перевозки грузов и пассажиров, находят ему применение и для наблюдения, поисково-спасательных, противопожарных и медико-эвакуационных работ. В ходе выставки «Индустрия здоровья-2016», которая прошла в Казани, мы передали первый многофункциональный вертолет Ансат с медицинским модулем Минздраву республики Татарстан. Кстати, этот самолет является первым российским серийным сертифицированным вертолетом, ориентированным на оказание экстренной медицинской помощи. Он может использоваться и в местах со сложной транспортной доступностью. - Какие проекты планируется начать реализовывать в ближайшее время? - Например, до конца этого года готовится к первому полету наш новейший вертолет Ка-62. Он разработан с учетом российских и международных норм летной годности, и может эксплуатироваться при температурах от минус 50 до плюс 45 градусов. Эта машина может быть полезна широкому кругу клиентов во всех регионах мира. Ка-62 может перевозить до 2200 кг в грузовой кабине или до 15 человек со скоростью до 310 км/ч на расстояние до 720 км. В мае 2016 года на площадке завода «Прогресс» в Приморье вертолет впервые поднимался в воздух. Подъем прошел успешно и сейчас ожидается продолжение летных испытаний. Также сегодня мы активно работаем над обновлением и дополнением нашей продуктовой линейки, стараясь закрепиться в достаточно новых для нас нишах легких вертолетов, а также вертолетов взлетной массой до 7 тонн. - Весной госкорпорация «Ростехнологии» сообщала, что «Вертолеты России» работают над созданием перспективных скоростных вертолетов и что холдинг планируют запустить их в серию в 2022 году? Так ли это? - Что касается перспективных скоростных вертолетов, то по этой программе у нас есть определенный научно-технический задел и работы по созданию машины ведутся. - Какая техника завода «Вертолеты России» принимала участие в международных учениях стран АСЕАН и как она себя зарекомендовала? На форуме "Армия-2016" «Вертолеты России» представили мпрактически всю линейку своей продукции - В международных учениях стран АСЕАН принимал участие вертолет Ка-27ПС, принадлежавший Министерству обороны РФ. Он зарекомендовал себя наилучшим образом. По легенде учений, вертолет эвакуировал условно пострадавших в результате стихийных бедствий на госпитальное судно Тихоокеанского флота «Иртыш», которое находилось также в районе учений. Ка-27 в поисково-спасательной модификации – это хорошо управляемый, маневренный и надежный вертолет. Он создан по схеме соосных винтов, такая схема – это большое преимущество при проведении медико-эвакуационных работ, так как пострадавших можно безопасно загружать в вертолет даже при работающих винтах, без опасности травмироваться. Кроме того, соосная схема винтов гарантирует высокую точность висения. Это очень важный момент, при подъеме пострадавших на борт, например, с воды. Уникальное навигационно-пилотажное оборудование и высокие летно-технические характеристики делают этот вертолет идеальным для проведения поисково-спасательных работ в сложнейших условиях. - В сентябре в Москве прошел международный форум «Армия-2016». Что интересовало посетителей? - На форуме "Армия-2016" «Вертолеты России» представили практически всю линейку своей продукции, включая вертолеты Ми-38, Ми-17В-5, Ка-226, "Ансат", а также ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52 корабельного базирования. Без сомнения, большинство делегаций и посетителей интересовала именно военная вертолетная техника и ее возможности, что и связано со спецификой прошедшей выставки, которая проводилась под эгидой Министерства обороны РФ. - Какие-то контракты удалось заключить? - Что касается контрактов, то непосредственно на выставках они заключаются не так часто. Выставка – это скорее, своеобразная «оружейная витрина», площадка для обмена мнениями, проведения переговоров. Предконтрактная работа начинается уже после выставки и может продолжаться долгое время. Этим мы сейчас и занимаемся!

«Вертолеты России»: Ка-52 готов летать и в российском, и в египетском небе
© ФБА "Экономика сегодня"