Мобильные приложения "закрывают" отделения банков
Крупнейшие банки США закрывают сотни филлиалов. Начиная с III квартала прошлого года Bank of America, Citigroup и JPMorgan закрыли 389 отделений. Bank of America, который насчитывал свыше 6 тыс. филиалов до начала финансового кризиса, по состоянию на III квартал этого года сократил число филиалов до 4629. С прошлого года банк сократил 112 своих финансовых центров. Финансовый директор Bank of America Пол Донофрио заявил, что закрытие филиалов стало частью «перехода к самостоятельному обслуживанию клиентов на основе мобильных телефонов, интернета и банкоматов». Согласно отчету о доходах за III квартал, банк насчитывает 21 млн активных пользователей, пользующихся мобильным банкингом, и 18% депозитных операций, совершенных с помощью мобильных устройств. "Так будет лучше и для клиентов, и для наших акционеров", - отметил Донофрио. В то же время генеральный директор банка Брайан Монихьян отмечает, что это ни в коем случае не говорит, что вся ставка делается на мобильные приложения. "Количество посещений снизилось с 7 миллионов четыре-пять лет назад до 5-6. Но эти 5 миллионов имеют гораздо высокое значение, и для нас это важно", - отметил Монихьян. Да, осталось меньше банковских филиалов, но те, которые сохранились, отражают изменение в поведении клиентов. Поскольку потребители предпочитают использовать интернет для проведения транзакционных услуг, банковские филиалы сфокусировались на предоставлении дополнительных видов обслуживания, расширив возможности использования услуг специалистов по вопросам ипотеки и инвестирования. Сейчас филиалы стали тем местом, где можно получить необходимую консультацию во всем что касается ипотеки, инвестиций, расходов на обучение. Проводятся сокращения не только банковских филиалов, но и численности персонала. Еще в июне Bank of America отметил, что планирует сократить свыше 8 тыс. рабочих мест в рамках программы перераспределения ресурсов для удовлетворения меняющегося спроса потребителей. Bank of America не единственный банк, намеренный реструктурировать свои филиалы. Когда Citigroup объявила о прибыли за третий квартал в прошлую пятницу, 14 октября, выяснилось, что количество филиалов сократилось на 7% в Северной Америке по сравнению с третьим кварталом прошлого года, более того, по всему миру банк сократил 116 своих филиалов - до 2679. "Последние несколько лет мы перестраивали сеть филиалов, модернизировали технологии, также сфокусировали наше внимание на основных шести рынках, что позволило нам увеличить доходы при одновременном снижении затрат и значительном повышении рентабельности нашего розничного банка", - заявил финдиректор Citigroup Джон Герспач. Ранее в этом году в докладе "Глобальные перспективы и пути их решения" Citi выявил, что банки быстро приближаются к «переломному моменту», и вскоре можно ожидать снижение численности персонала на целых 30%. "Это будет означать, скорее, дезинтермедиацию филиалов банков, а не самих банков. В частности, это предполагает переход к использованию мобильных ресурсов, которые станут основным каналом взаимодействия между клиентами и банком", - говорится в сообщении. Это означает, что снизится потребность в банковских филиалах, а значит и людей, которые работают в них. JPMorgan также сокращает количество розничных филиалов: в этом квартале по сравнению с третьи кварталом прошлого года стало на 161 филиал меньше. В третьем квартале 2016 года количество филиалов составило 5310, по сравнению с 5471 в том же квартале прошлого года. Банк Wells Fargo не проводил сокращения филиалов в том же количестве, в каком проводят остальные банки и не объявлял о каком-либо серьезном закрытии на фоне огромного скандала со счетами. Тем не менее, приложения для кредитных карт, лояльность потребителей и взаимодействие между банкирами и отраслевыми заказчиками резко снизились в соответствии с его отчетом о прибыли за третий квартал в прошлую пятницу. В нем банк указал переход к мобильным технологиям, что «позволит пересмотреть наши возможности консолидации». «Понимает это Wells Fargo или нет, но им придется закрыть 1000 филиалов. И здесь стоит вопрос о том, когда это произойдет, а не если это произойдет», - отметил аналитик CLSA банка Майк Майо. Если ряд традиционных розничных банков перенес свое внимание на цифровые модели, то другие, не состоящие в потребительском пространстве, такие как Goldman Sachs, запускают онлайн-сервисы только в отношении счетов США. «Использование цифровых технологий вообще ставит под сомнение необходимость традиционной банковской недвижимости. Зачем ждать в очереди, если все можно сделать по телефону?», - отметил руководитель отдела цифровых финансов в Goldman Sachs Харит Талвар.