25 октября эксперты национальной премии «Лучший коммерческий автомобиль года» назвали победителей 2016 года. Для производителей импортных брендов итоги оказались неожиданными: «рабочие лошадки» российского бизнеса по всем статьям обошли конкурентов. Церемония награждения закончилась триумфом «Группы ГАЗ»: ее грузовики и автобусы отмечены в четырех из пяти номинаций. Итоги самой престижной в России премии для коммерческого транспорта огласили на этой неделе на выставке пассажирского транспорта Busworld Russia в «Крокус Экспо». Жюри конкурса состоит из журналистов профессиональных изданий, пишущих об автомобильном и коммерческом транспорте. Главным критерием при определении лучших был назван вклад машины в повышение эффективности грузовых и пассажирских перевозок. Для грузов и пассажиров Автобусные «премьеры» «Группы ГАЗ», к которым было приковано особое внимание, победили сразу в двух номинациях. Красавец «Вектор NEXT» признан «маршрутным такси года». Его более вместительный собрат из Ликино-Дулево, получивший имя «ГАЗ Курсор», стал лучшим городским автобусом. Главная новинка этого года в сегменте легких коммерческих автомобилей — цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT» — отмечена среди малотоннажной техники. А тяжелый вездеход «Урал NEXT» снискал звание «Грузовик года». Эти результаты удивляют, потому что родной автопром еще с советских времен не так уж часто давал поводы для радости отечественному потребителю. Однако если собрать вместе все премии и награды, которые получила «Группа ГАЗ» за последние два года, выйдет коллекция, как у олимпийской сборной. При этом «чемпионские» титулы автопроизводителя отражают и его сегодняшние позиции на российском рынке: он занимает около 50% в сегменте малотоннажных автомобилей и около 75% — в сегменте автобусов. Что же позволяет компании сегодня удерживать лидирующие позиции? Клиент знакомится с машиной в фирменных автосалонах ГАЗа — и здесь происходит первый «разрыв шаблона». Для водителей и пассажиров стало больше жизненного пространства, салон высокий — заходить можно в полный рост, не сгибаясь, вместо торчащей из пола «кочерги» — элегантный джойстик переключения передач. Впечатления от вождения — как от легкового автомобиля, причем неважно, сидите вы за рулем «ГАЗели» или груженого щебнем «Урала NEXT» — кабинный модуль у них один, просторный и комфортный. На сентябрьской выставке коммерческого транспорта в Ганновере, где «Группа ГАЗ» была единственным участником из России, эксперты не смогли сдержать удивление. «Могу утверждать, что я, пожалуй, предпочел бы провести полжизни в кабине типа NEXT, чем в Ducato или Boxer», — таково мнение автожурналиста из Польши, страны, которую трудно заподозрить в предвзятой любви к восточному соседу. Миллиарды инвестиций в работу для миллионов Как рассказали в компании, в обновление модельного ряда «Группа ГАЗ» вложила более 1 млрд долларов, при этом удалось максимально использовать эффект синергии, мобилизовав интеллектуальный и производственный потенциал всех 13 предприятий, входящих в холдинг. За последние три года группа выпустила на рынок полную линейку семейства NEXT в сегменте легких, средних, тяжелых грузовиков и автобусов». Как поясняет президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин, такой залп из новых продуктов удалось сделать благодаря унификации модельного ряда. «Синергия конструкторских разработок и технологических решений позволила нам создать в короткие сроки новое поколение российской техники, которое уже стало хитом на рынке коммерческого транспорта», — отметил он. Так, заводы в Ярославле и Ульяновске стали крупнейшими центрами по выпуску моторов, автобусы разного класса собирают в трех регионах — от Московской области до Зауралья. Дивизион «Автокомпоненты», предприятия которого расположены в Нижнем Новгороде и Республике Чувашия, — флагман программ импортозамещения и локализации компонентов мирового уровня. Причем компания не только снижает себестоимость деталей для своей техники, но и наращивает портфель внешних заказчиков, поставляя автокомпонентную продукцию Ford, Mercedes, Volkswagen и другим мировым лидерам. Вот в такой сложный клубок сплелись производственные цепочки, обеспечивающие работой миллионы россиян в разных регионах. Навести порядок на производствах, который раньше казался недосягаемой мечтой для российского автопрома, помогла ГАЗу производственная система, внедренная более 10 лет назад по инициативе акционера компании — промышленника Олега Дерипаски. «Изменения были очень не простыми и даже болезненными, но без них заводы так и остались бы в предбанкротном состоянии, в каком они находились в нулевые годы. Здесь больше не гонят план, а создают гибкое производство — каждая машина на конвейере собирается под конкретного заказчика. Культура производства выросла во всех смыслах — например, смена модификации фургона на роботизированной сварочной линии сопровождается музыкой из произведений Бетховена. И это не просто модная «фишка», а элемент комплексной системы организации комфортного и безопасного труда», — рассказывает представитель компании. Но одними инвестициями в создание новых продуктов, модернизацию производства, повышение качества дело не ограничилось — так, полностью перестроена работа с сервисно-сбытовой сетью. Во всех дилерских центрах ГАЗа теперь можно получить все и сразу — от выгодной покупки до полного сервиса автомобиля в день обращения. С 2013 года ГАЗ занимает верхнюю строчку в рейтинге удовлетворенности автодилеров, составляемом компанией Ernst&Young. Позади остаются иностранные гиганты мирового автопрома и другие зарубежные бренды, которые присутствуют в России. Автобусы и грузовики «Группы ГАЗ» оценили не только российские, но и иностранные покупатели — машины с оленем на шильдике поставляют в 30 стран, причем в дальнейшем компания намерена укрепиться в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Восточной Европе. Простым этот путь точно не будет: на новых рынках и конкуренция выше, и клиенты более избалованные, но у «рабочего оленя» из России уже есть хорошая родословная. Максим Карпухин Фото: Алексей Свиридов

Машины с титулом
© Московский Комсомолец