Причины и последствия краха «СУ-155»: кто виноват и что делать?

В Москве завершился митинг военнослужащих, которые не могут получить свое жилье из-за финансового краха застройщика – печально известной строительной компании «СУ-155». Ситуация, из-за которой пострадали тысячи дольщиков по всей России, связана с целым комплексом типичных проблем российских застройщиков. Ключевые из них – безответственность, деловая нечистоплотность и объективные экономические обстоятельства. Причины падения «СУ-155» и возможные варианты разрешения проблем обманутых дольщиков выясняло ФБА «Экономика сегодня». Митинги очередников, ставших жертвами "СУ-155", используют в политических целях Что привело к экономическому краху «СУ-155» Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» юрист, эксперт в сфере недвижимости и банкротства застройщиков Игорь Зиневич, финансовый крах «СУ-155» уходит корнями в целый комплекс причин, одна из которых – сложная ситуация, сложившаяся в российской экономике после кризиса 2008 года. «Первая проблема – это закредитованность застройщика. После экономического кризиса «СУ-155» стало все труднее выполнять свои обязательства перед банками. Это очень крупный девелопер, а чем крупнее компания, тем больше ее обязательства перед банками. Усугубили ситуацию также такие факторы, как девальвация рубля и введение санкций, из-за чего доллар подскочил с 30 рублей до шестидесяти, что сделало невозможным погашение валютных кредитов и привело к тому, что «СУ-155» оказалось не в состоянии завершить стройки. Долевое строительство – это, конечно, не финансовая пирамида, однако риски остаться в итоге без жилья и без денег достаточно высоки», – поясняет Игорь Зиневич. До сих пор остается загадкой, как «СУ-155» так долго удавалось скрывать свои финансовые проблемы и создавать иллюзию надежного и добросовестного застройщика. Настолько, что ему доверило строительство домов даже Минобороны РФ, руководствуясь указом президента о необходимости обеспечить жильем военных-очередников. Оборонное ведомство в 2011 году на 95% оплатило строительство 60 домов для военнослужащих в четырех микрорайонах Москвы. Когда три года спустя вскрылась финансовая несостоятельность «СУ-155» и застройщик самоустранился с объектов, бросив дома недостроенными, Минобороны оказалось вынуждено не только судиться с ним, требуя возврата денег, но и достраивать жилье силами сторонних организаций. С этого времени ведомство своими силами довело до готовности шесть тысяч квартир. Большая часть семей военнослужащих относится к сложившейся ситуации с пониманием, осознавая, что Минобороны, как и тысячи дольщиков по всей стране, стало жертвой застройщика и делает все возможное для скорейшего решения проблемы военных-очередников. Однако некоторые военнослужащие не готовы проявить терпение и выходят на митинги, которые используют в своих пропагандистских целях отдельные российские активисты и политики. Долгострои "СУ-155" вынуждены достраивать другие девелоперы Как заявил сегодня руководитель Департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергей Пирогов, оборонное ведомство сделает все возможное, чтобы обеспечить нуждающихся офицеров столичным жильем до конца 2017 года. Независимо от того, ходили эти люди на митинги или нет. Как может решить проблему государство «В некотором роде можно снизить риски потери денег и жилья, доверив свои средства крупному застройщику. Здесь дольщики «СУ-155», как ни парадоксально, находятся в более выигрышном положении по сравнению с гражданами, вложившими средства в проекты мелких девелоперов, которые просто собирают деньги и растворяются в воздухе. Плюс в том, что чем больше пострадавших дольщиков, тем больше вероятность того, что на их проблему обратит внимание государство и примет участие в ее решении во избежание социального взрыва. На момент конца 2015 года пострадавших дольщиков «СУ-155» насчитывалось 20-25 тысяч человек. Это очень много, и государство сейчас принимает достаточно существенные меры для решения этой проблемы и предотвращения аналогичных ситуаций в будущем, в том числе на законодательном уровне. В первую очередь, приняты поправки в закон о банкротстве, согласно которым дольщики в случае несостоятельности застройщика могут передать брошенные активы сторонним организациям, чтобы те могли завершить строительство. Этот механизм уже применили в ситуации с «СУ-155», активы которого получили и достраивают другие застройщики», – говорит Игорь Зиневич. Государство делает все возможное, чтобы решить проблему долгостроев По словам эксперта, еще одна мера, с помощью которой государство сейчас помогает защитить своих граждан от подобных историй, связана с поправками в законе о долевом участии – 214-ФЗ. «Эти поправки вступают в силу с 2017 года и вводят ограничения для застройщиков, в том числе – необходимость увеличения капитала компании в зависимости от площади возводимого жилья. Кроме того, вводится так называемый исковой счет – это своего рода круговая порука среди застройщиков. Если один из вкладчиков этого фонда оказывается неспособен больше выполнять обязательства, за него будут это делать другие. Ужесточается и банковская политика по отношению к строительным компаниям. Банки теперь обязаны более строго подходить к выдаче кредитов девелоперам для минимизации рисков. Таким образом, на законодательном уровне комплекс мер, призванных минимизировать последствия краха «СУ-155» и ему подобных, принимается достаточно активно», – отмечает юрист.

Причины и последствия краха «СУ-155»: кто виноват и что делать?
© ФБА "Экономика сегодня"