ЦСР представил стратегию развития конкуренции в России до 2035 года

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Центр стратегических разработок (ЦСР) в рамках конференции "Антимонопольное регулирование в России" представил концепцию основных направлений защиты и развития конкуренции до 2035 года. В концепции ЦСР предложено развитие по пяти основным направлениям, в числе которых - переход к "интеллектуальному" антимонопольному регулированию, развитие конкуренции с использованием результатов интеллектуальной деятельности, модернизация регулирования естественных монополий, развитие конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации государственного имущества на торгах, а также развитие конкуренции на уровне регионов. Развивая промышленность "Основная идея стратегии - развивая промышленность, мы должны защищать конкуренцию. Понятно, что невозможно обеспечить устойчивый экономический рост без развития различных отраслей экономики", - рассказал ТАСС один из авторов стратегии, заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ Андрей Шаститко. По его словам, разработчики стратегии не планировали никаких революций в модернизации конкурентной политики, поскольку "резкие движения" в этой сфере могут оказаться не очень конструктивными. "Сейчас требуются решения в части правоприменения, которые связаны, во-первых, с новыми реалиями, в частности, с новой экономикой, которая создает такие форматы бизнеса, которые не регулируются привычными методами и инструментами антимонопольного регулирования. Нужно использование новых экономических концепций. Во-вторых, у нас есть довольно тяжелое наследие современной приватизации: когда территориальные производственные комплексы приватизировали, они разошлись в руки разных субъектов", - пояснил Шаститко. Он добавил, что это привело к большому количеству споров между хозяйствующими субъектами, зависящими друг от друга, но пытающимися решать проблемы через антимонопольный орган. "Это создает довольно большую проблему, которую можно решать, в том числе, методами промышленной политики. Антимонопольная политика здесь важна, но, на мой взгляд, без связки с другими направлениями будет работать не так эффективно", - отметил Шаститко. Защита интеллектуальной собственности Одно из направлений концепции - защита интеллектуальной собственности и конкуренции. По словам Шаститко, компромиссный вариант в этом направлении заключается в том, что в долгосрочной перспективе можно гармонизировать нормы и правоприменительную практику с практикой США и Европы. "Там таких исключений для прав интеллектуальной собственности нет. У нас есть ряд обстоятельств, которые препятствуют прямому отказу от антимонопольных иммунитетов. В докладе предлагается пошагово отказаться от этих иммунитетов и не использовать принцип "все или ничего", - пояснил он. Тарифы и госзакупки Еще два направления концепции развития конкуренции до 2035 года тесно связаны с тарифным регулированием и сферой государственных закупок. "После передачи функций тарифного регулирования возникает вопрос: как создать новую систему тарифного регулирования, учитывая, что в современной экономической теории есть наработки, которые показывают, как можно задействовать стимулы субъектов естественных монополий для снижения издержек и повышения эффективности, не сильно вдаваясь в бухгалтерию", - рассказал Шаститко. Он добавил, что если задействовать стимулы для снижения издержек - шансов больше. "Очень больной вопрос - обеспечение конкуренции в сфере госзакупок и в сфере торгов на получение право на использование госимущества. Объекты госзакупок очень разные. Есть товары или услуги, качество которых вы можете оценить до покупки, а есть товары, качество которых можно оценить с трудом даже после покупки или потребления, например, образовательные услуги", - рассказал соавтор стратегии. По его словам, одни и те же механизмы используются в обоих направлениях закупок, то, скорее всего, это не выход из положения, и вопрос о том, как подбирать соответствующий механизм закупок, остается открытым. Разнообразие регионов "За счет того, что наша страна очень разнородна с точки зрения экономического развития, географии, общие принципы развития конкуренции должны быть транслированы с учетом специфики региона", - считает Шаститко. По его мнению, каждый из регионов должен получить стимул искать возможности развития конкуренции с учетом своей специфики, при этом остается вопрос способов мотивации руководителей регионов. "В тексте нашего доклада много непрописанных деталей. По сути, это дискуссионный материал. Мы прошли только часть первичного обсуждения наших материалов", - резюмировал Шаститко. В тексте концепции ЦСР отмечается, что представленный вариант, не претендуя на окончательность набора дискутируемых вопросов и рекомендаций, содержит видение проблематики защиты и развития конкуренции с учетом реалий складывающейся траектории эволюции российского антитраста, а также взаимодействия его с другими направлениями экономической политики.