Некачественные специалисты — залог проигранного будущего
В рамках III Национального чемпионата рабочих профессий высокотехнологических отраслей по методике WorldSkills 1 ноября прошло пленарное заседание. Название было, действительно, необычно: «Кадровая индустриализация: даешь промышленный рост!». Что нужно для того, чтобы повысить уровень специалистов, и как уже сегодня профессионально подготовить людей, только начинающих свою карьеру? «У нас на WorldSkills принято качество и время», – перед выступлениями спикеров начал Генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов. Такая традиция позволяет не только на заседании дать ответить всем участникам собрания, но и, в какой-то степени, повысить качество ответа говорящего. [1] «История – это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...» Для того, чтобы приступить к ответу на вопрос, как эффективно подойти к подготовке высококвалифицированных кадров, нужно понять, что же сейчас происходит с промышленностью. По мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, сегодня промышленность в привычном смысле этого слова уменьшается и трансформируется, начинает производить не товары, а сервис и услуги: «Сейчас это, действительно, очень важно, это существенным образом меняет психологию конкретного производства». Петр Щедровицкий, президент фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» утверждает, что 100 лет назад была похожая ситуация, когда промышленность также претерпевала изменения. Именно он процитировал знаменитые слова Тойнби: «История – это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...». Спикер видит три стадии развития специалистов: мастерство, грамотность и skills. По его мнению сейчас и стоит вопрос перед союзом, какие навыки развивать в участниках: «Хотим ли мы сейчас ввести в наш уровень подготовки более сложные навыки или же сформировать SoftSkills, мыслительные навыки, мыслительные инструменты, которые позволят потом двигаться вверх по инженерным компетенциям». [2] «Работа не с кадрами, а с талантами» Вам о чем-нибудь говорит понятие атласа новых профессий? Эксперт Дмитрий Песков разработал целую концепцию того, как союз WorldSkills может воспитать на своей платформе новых специалистов. Академии WorldSkills, во многом этому способствуют (для справки: Базовый центр (Академия WorldSkills) – это программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, организованная на базе Союза «Ворлдскиллс Россия»). После таких нововведений «в стране выстраивается система, когда молодой человек может получить развитую профессиональную траекторию вне основной системы образования. И эта система, которая сегодня начинает работать на будущее и на перспективу отраслевой промышленности». После показа системы подготовки кадров по методике WorldSkills Дмитрий Песков отмечает, что эта траектория имеет четкий 20-ти летний горизонт. «Нет никакой разницы в получении практических навыков СПО, высшим профессиональным образованием и системой переподготовки для уже взрослых людей, работающих в крупной корпорации». [3] Одной из самых интересных пунктов обсуждения можно выделить голосование, которое проходило среди участников и зрителей пленарного заседания. Попробуйте и вы выбрать ответ на этот вопрос: «Что сделать со старым заводом?» Закрыть Превратить в университет Сделать музей Переделать в жилой комплекс Перестроить в сверхновый завод Субсидировать на нефтеперерабатывающие заводы 53% сидящих проголосовали за то, чтобы сделать из старого завода сверхновый завод. Президент «Деловой России» Алексей Репик прокомментировал: «Неправильные для конкретных предприятий кадры – это колоссальный фактор, повышающий себестоимость нашего производства, снижающий качество нашей продукции и делающий нас неконкурентоспособными даже на родном рынке». Что же система образования может предложить меняющейся промышленности? Алексей Репин утверждает, что это утопическая картина, когда образование идет шаг за шагом за преобразованиями: «Лучше не бросаться штампами, лучше просто посмотреть, насколько люди выходят из системы среднего специального образования, высшего образования, готовые для того, чтобы соответствовать нашим ожидания. Пока тот процент, которые могут прийти и встать за рабочее место, и все делать хорошо, ничтожно мал». Президент «Деловой России» задался на заседании глобальным вопросом для чего вообще нужен WorldSkills и ответил на него, как мне кажется вполне убедительно: «Если мы не будем готовить специалистов, то мы проиграем свое будущее». К сожалению, министр образования РФ не смогла прибыть на пленарное заседание, однако на нем присутствовала Людмила Михайловна Огородцева, заместитель министра образования РФ. Она отметила, что сегодня стратегической задачей является создание системы средне-специального образования, отвечающей запросам современности. Одним из важнейших вопросов стала проблема подготовки преподавателей: «Кроме знаний и компетенций должны быть навыки. Как сегодня в модели подготовки педагогов мы будем строить модель и площадку, касающуюся получения навыка со стороны педагога. Мастера производственного обучения должны соответствовать навыкам на уровне международных требований. Только тогда мы будем говорить о том, что он способен принять экзамен на уровне международного образовательного стандарта. Сейчас мы используем для этого площадку WorldSkills Russia». Как не странно, но после заседание осталось приятное чувство уверенности в будущем. Хочется, действительно, верить, что с каждым годом в России будет увеличиваться процент грамотных специалистов, причем во многом благодаря системе WorldSkills. Фото: Мария Гафурова [1] http://ural-meridian.ru/wp-content/uploads/2016/11/1-1.jpg [2] http://ural-meridian.ru/wp-content/uploads/2016/11/2-1.jpg [3] http://ural-meridian.ru/wp-content/uploads/2016/11/3-2.jpg