Ожидания и факты: когда РФ и Европа начнут работать на российском оборудовании

Какие меры предпринимаются для осуществления локализации станкостроительной промышленности, и с какими трудностями сталкиваются производители оборудования. Об этом корреспондент ФБА "Экономика сегодня" расспросила главного специалиста функции науки, инжиниринга, инновационного развития и разработки стандартов эксплуатации станочного парка и инструмента холдинга "Станкопром" Валерия Кукушкина. Если правительство не свернет с выбранного курса, то российские комплектующие будут преобладать на рынке "Импортозамещение и локализация производства - в числе основных направлений промышленной политики России", - такие заявления довольно часто делает Михаил Иванов, директор департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России. В числе главных критиков темпов импортозамещения в России является Счетная палата РФ, которая отслеживает выполнение антикризисных мер в отраслях. Однако она ориентируется на принятые правительственные программы: если цели поставлены, а задачи определены - они должны реализовываться. Реальны ли эти цели? На предприятиях считают, что - да. При условии, что правительство не свернет с выбранного курса, несмотря на амбиции и сложности. Так полагает и Валерий Кукушкин. - С какими проблемами сталкивается локализация производства комплектующих (выпуск деталей - прим. ФБА "Экономика сегодня") для станкостроения в России? - Одна из основных проблем заключается в том, что сегодня отечественные машиностроительные компании предпочитают заказывать и закупать технологическое оборудование у иностранных поставщиков. Это порождает и еще одну причину - опять же из-за отсутствия заказов в России слабо организовано производство комплектующих для оснащения станков. И это всё мы наблюдаем при том, что у нас достаточно предприятий, способных серийно выпускать эту технику. - Обращусь к тексту приказа № 650 Министерства промышленности и торговли РФ, где четко прописано, что доля локализации с 2016 по 2020 годы отечественных комплектующих в станках, произведенных на территории РФ, должна возрастать, и в итоге, к 2020 году мы должны выйти на 60-70% отечественных комплектующих. Это ведь прорыв? - Да, при Минпромторге РФ создана на постоянной основе рабочая группа по развитию рынка комплектующих. Но мы еще только в начале пути. Дело в том, что нашим вновь создаваемым сборочным заводам невыгодно из-за рубежа привозить комплектующие, так как прибыль от сборки станков составляет всего примерно 10-15% от стоимости станка, а остальное - это цена комплектующих. Выгоднее, чтобы детали производились в РФ. - А чем же конкретно это выгодно? - Когда станок собирается полностью из импортных комплектующих, стоимость его получается выше, чем если его купить и завести из-за границы. Поэтому выход для заводов один - они должны в течение 3-5 лет локализовать производство комплектующих в России. - То есть сегодня станки, выпускаемые в России, можно только "в кавычках" назвать российскими? Западные инвесторы заинтересованы в локализации заводов в РФ - К сожалению, да. На сегодняшний день доля импортных комплектующих в отечественных станках достигает 80 %. Нам предстоит локализовать в течение трех лет 60% производства деталей и узлов для отечественных станков на российских предприятиях. - Да, это немало. А экспортируются ли российские станки? - Чтобы получить заказы на поставку оборудования, нашим станкостроительным предприятиям необходимо обеспечить соответствующее качество станков. И мы опять возвращаемся к тому, что необходимы качественные отечественные комплектующие. Пока же их качество чаще всего не устраивает наших заказчиков: узлы изготавливаются на устаревшем оборудовании, да и техпроцессы надо совершенствовать. Взять, к примеру, станкозавод, который построила немецкая компания DMG MORI в Ульяновске. Иностранный инвестор вложил огромные средства в этот проект, на выходе мы получили один из самых современных заводов в Европе. Но и там, к слову, есть те же известные проблемы с импортными комплектующими: их завоз влечет за собой удорожание конечной продукции. Нам сейчас просто необходимо локализовать в России производство этих деталей, DMG MORI сейчас в этом тоже заинтересован, компания участвует вместе с АО "Станкопром" в программе локализации. Со временем в станках этой компании доля российских комплектующих будет преобладать. До 2020 года планируется достичь 30-40%. - Это реально? - Если в стране будет вестись политика на развитие станкостроения, проводимая в настоящее время, то это реально. Стоит отметить, что программа импортозамещения не означает отказа от иностранных инвестиций: напротив, как мы видим, Россия активно привлекает иностранные инвестиции в производство, но важно, чтобы речь шла не просто о каких-то отдельных деталях, а о российских станках, которые на 80-100% будут состоять из отечественных комплектующих. Инвестор в любом случае будет в выигрыше, ведь российский рынок и экспортные возможности страны настолько велики, что соблазн закрепиться в России есть всегда.

Ожидания и факты: когда РФ и Европа начнут работать на российском оборудовании
© ФБА "Экономика сегодня"