Производство и продажу "фанфуриков" возьмут под контроль

У любителей употреблять дешевые спиртовые настойки, жидкости для стекол, косметические лосьоны, парфюмерию и другую химию настают тяжелые времена. Государство берет под контроль рынок алкогольного суррогата. Все фармпредприятия, которые производят спиртосодержащие средства, должны подключиться к Единой автоматизированной системе учета ЕГАИС. С 1 января следующего года закупить большие объемы, оставшись в тени, будет просто не возможно. Надпись на этикетке раскрывает всю суть теневого рынка алкогольной продукции: производитель – крупная фармацевтическая компания. Вместо слова "спирт" написано "медицинский антисептический раствор", хотя содержимое канистры практически ни чем от него не отличается, разве что на 1% — вместо стандартных 96% здесь 95%. И этого достаточно, чтобы не считаться алкогольной продукцией. Такими канистрами с фармсубстанцией, как говорят специалисты, забиты склады всех подпольных цехов. "Производители фармсубстанций были выведены из-под действий 171-ого Федерального закона. Сейчас мы все больше и больше при проведении контрольных мероприятий сталкиваемся с двумя аспектами: уход от промышленного производства в подпольное, в небольшие цеха, и второй момент — это производства, где в качестве сырья используется фармацевтическая субстанция", — объясняет Александр Куликов, руководитель пресс-службы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Спиртосодержащая жидкость из одной и той же канистры шла на поделку известных алкогольных брендов, на "Настойку боярышника" и на косметические, а на деле — питьевые лосьоны. Такие пузырьки продаются без ограничений в торговых автоматах. Один из таких был установлен в Калуге. Кто угодно, в том числе и ребенок, в любое время суток мог приобрести так называемый "фанфурик" с 75-процентным содержанием спирта. То, что на этикетке написано "товар для наружного применение", это не для покупателей, а для контролирующих органов. В этом случае продавец формально закон не нарушает, перекладывая ответственность, в том числе и за отравление суррогатом, на потребителя. Сейчас парламентарии разрабатывают законопроект, который направлен на борьбу с такой продукцией. "Подобные автоматы, которые вывешиваются на улицах, позволяют нашим детям без контроля потреблять спиртосодержащую продукцию. Нас тревожит и то, что эта продукция начинает широко распространяться через социальные сети", — говорит Николай Говорин, заместитель председателя комитета Государственной Думы по охране здоровья. В этом году Роспотребнадзор закрыл 375 сайтов по продаже алкоголя. Блокируется и реклама в соцсетях, где питьевые лосьоны обсуждают несовершеннолетние. В отличие от рынка легальной алкогольной продукции, где система контроля ЕГАИС пронизывает всю цепочку от производителя до розничных магазинов, узнать, сколько литров этилового спирта производят фармкомпании, было не возможно. Теперь по новому закону с 1 января следующего года специальные счетчики появятся и на этих предприятиях. "Фармпрепараты не маркируются специальной маркой. Но в ЕГАИС могут отражаться общий объем производства и движение от производителя к аптеке партии товара, чтобы был хоть какой-то минимальный контроль над этим сегментом рынка. Некоторые производители вот этих фармсубстанций — это бывшие спиртовые заводы, на которых стоят те же брагоректификационные аппараты, которые стоят на половине спиртовых заводов в России", — поясняет председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Ежегодно в России продается около 70 миллионов декалитров лицензионной водки. А рынок суррогата, по оценке экспертов Союза производителей алкогольной продукции, составляет 15-20 миллионов декалитров. Получив контроль над всеми производителями спирта, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка рассчитывает перекрыть каналы поставки сырья нелегалам и увеличить акцизные сборы. А главное, сохранить жизни тех, кто употребляет спиртосодержащий, но не пищевой товар — косметические лосьоны и отбеливатели.