Зарплаты чиновников стоит вернуть хотя бы на прежние уровни

Слухи о резком повышении зарплат чиновникам оказались фальшивкой. Однако сама по себе постановка вопроса выглядит обоснованной: в реальности вот уже несколько лет зарплата госслужащих только сокращается. Это резко контрастирует с тем подходом, который практикуется за рубежом и позволил России уже существенно поднять престиж работы на государство - в частности, военной службы. Правительство официально открестилось от данных СМИ о том, что к 2019 году федеральным чиновникам якобы повысит зарплаты, и сразу на 38%. Формально так написано в плане по развитию госслужбы на 2016-2018 годы. Как потом оказалось, в плане написать можно что угодно, но пока в бюджете на это не предусмотрят реальные средства, ни на какое повышение зарплат чиновникам рассчитывать не приходится. Еще более важно, что на самом деле даже в плане по развитию госслужбы речь идет не о реальном повышении зарплаты, а, по сути, о попытке ее выровнять. Иными словами, доходы чиновников должны быть приведены в соответствие с экономическими реалиями. Так, в 2015 и 2016 годах зарплаты госслужащих были заморожены, индексация на уровень инфляции не проводилась. Более того, в проекте бюджета на 2017-2019 годы также отменена норма об индексации им зарплат по инфляции. Что касается федеральных чиновников, то в 2014 и 2015 годах их денежное содержание было сокращено на 10%, в том числе а в администрации президента и в аппарате правительства. Проводились соответствующие сокращения и в регионах. Откуда же взялась цифра в 38% к 2019 году? Она была сформирована как расчетная компенсация инфляции сразу за 7 лет (с 2012 по 2018 год) и предыдущего сокращения зарплат. Получилось так, что индексация зарплат госслужащих, проведенная в 2012 и 2013 годах, была нивелирована последовательным сокращением зарплат на 10% в 2014 и 2015-м. В итоге выяснилось, что госслужащие федеральных органов исполнительной власти, а также сотрудники аппарата правительства и администрации президента РФ до 2019 года будут получать денежное вознаграждение на уровне 2012 года. Такое положение дел вряд ли можно считать нормальным. Конечно, чиновники понимают, что в сложной экономической ситуации меры экономии должны распространяться на всех, чей труд оплачивается из бюджета страны. Однако падение ВВП и инфляция серьезно замедлились, и в течение следующих двух лет ожидается пусть небольшой, но рост российского ВВП. И если в сложные для страны времена власти идут на урезание зарплат госслужащим, то при улучшении ситуации логично вернуть доходы госслужащих хотя на докризисный уровень. «Ситуация с зарплатами госслужащих у нас несправедлива. Такого ни в одной развитой стране нет. Во всем мире управление считается самым сложным видом труда. А сложный вид труда по всем данным экономики должен оплачиваться больше, чем простой. Поэтому госслужащие как управленцы должны получать существенно выше, чем в среднем по стране или по региону», - говорит газете ВЗГЛЯД профессор кафедры социальной конфликтологии факультета национальной безопасности (ФНБ) РАНХиГС Виктор Нечипоренко. Украина уже столкнулась с серьезной проблемой, когда управлять государством приходят совершенно случайные и необразованные люди. Причиной тому не только революционный энтузиазм представителей новой украинской власти, но и то, что официальные зарплаты чиновников на Украине ничтожны. На них физически невозможно прожить. В итоге страна утопает в коррупции и теневой экономике, а нанять компетентных и не берущих взятки управленцев невозможно. В Киеве до сих пор всерьез обсуждают идею того, что зарплаты чиновникам будет платить Евросоюз, а не дырявый украинский бюджет. К счастью, при всех проблемах экономическая ситуация в России гораздо лучше. «Мы никогда не получим эффективное государственное управление, не набирая качественный персонал на госслужбу. Например, у сотрудника два-три высших образования, он один из лучших специалистов - а ему платят низкую зарплату. Недобросовестные люди компенсируют это за счет коррупции», - переживает собеседник. Так, по его словам, федеральные госслужащие должны получать существенно выше среднего дохода по Москве. Средняя зарплата в Москве составляет сегодня 66,88 тыс. рублей. Если взять в целом, то средняя зарплата федерального госслужащего выше – чуть более 90 тыс. рублей. Однако если взять не средние показатели, а отдельные ведомства и доходы внутри министерств, то разница в доходах между сотрудниками различных ведомств будет весьма существенной. И средний столичный чиновник не всегда зарабатывает даже сумму, равную средней зарплате по Москве. Опособенно тяжело в этом смысле у младших специалистов. «У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие (так, средняя зарплата в администрации президента по данным Росстата – 208 тыс. рублей), – объясняет экс-замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь. – В то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей». Первые шаги для того, чтобы поднять престиж госслужбы в России – уже были сделаны в свое время, и это правдало себя. Так, с 2002 по 2013 год зарплаты госслужащих увеличились в шесть раз. Если в 2002 году среднемесячная зарплата госслужащих составляла 6547 рублей, то в 2013 году – уже 39115 рублей. В ходе реформ сильвых ведомств, в том числе реформы Минобороны во времена министра Сердюкова были существенно подняты зарплаты сотрудников полиции, спецслужб и Вооруженных сил. С тех пор существенно вырос престиж и государственной службы в целом, и военной в частности. Минобороны недавно докладывало, что только за последние два года количество желающих служить в российской армии выросло в разы. Следующим шагом должно стать поднятие зарплаты служащим низшего и среднего звена, а также нивелирование разницы в доходах между сотрудниками различных ведомств, считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. «Существующий подход к формированию оплаты труда демотивирует основную массу чиновников и способствует росту «текучки». В результате формирование корпуса госслужащих проходит по принципу негативного отбора: лучшие работники при первой же возможности переходят в коммерческие структуры», - констатирует он. Конечно, индексация зарплат на инфляцию сама собой ничего не решает, необходимо улучшать в целом подход к привлечению талантливых управленцев к службе на государство. Это не только достойная зарплата, это также стимулирование за счет премирования по определенным критериям эффективности. Плюс социальные гарантии. «Мировой опыт показывает, что госуправленцы получают существенно выше, чем обычные люди. В западных государствах госслужащий – это звучит гордо. Во Франции, например, на место в госслужбе конкурс может быть в 100 человек. Вы можете представить себе такой конкурс у нас? Там люди стремятся служить государству, потому что понимают, что если они будут хорошо работать, то у них будет потом достойная пенсия, и семья получает социальные гарантии. Там госслужащие стараются не быть замешанными в коррупции, иначе они очень много теряют», - рассказывает Виктор Нечипоренко. По словам Нечипоренко, есть ряд методов улучшения качества чиновничества именно с точки зрения разницы в зарплате. Во-первых, надо стимулировать профессионализм и получение соответстветствующего образования. Например, если у чиновника нет специального образования по специальности муниципального и государственного управления, то он должен получать меньше коллег, имеющих подобное образование. Кроме того, зарплата должна зависеть от стажа управленческой работы.

Зарплаты чиновников стоит вернуть хотя бы на прежние уровни
© Деловая газета "Взгляд"