12 октября 2015 года в России вступил в силу федеральный закон о свободном порте Владивосток (СПВ). За год, по данным Корпорации развития Дальнего Востока, в свободном порте появилось 179 резидентов. Изначально режим свободного порта включал лишь 16 городов и районов Приморья. В июле 2016 года правительство внесло изменения в закон. Теперь режим СПВ распространяется также на Камчатку (город Петропавловск-Камчатский), Хабаровский край (Ванинский район), Сахалинскую область (город Корсаков) и Чукотскую автономию (город Певек). В законе помимо множества льгот для резидентов имеется ещё одна важная новация — введение процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). Отныне резиденты могут ввозить оборудование, необходимое для производства, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Пункты пропуска в границах Свободного порта обязаны работать круглосуточно и в режиме «одного окна»: перевозчик должен предоставлять все необходимые документы на товар (для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля) сразу в таможенный орган. Режим СТЗ действует с 1 октября 2016 года. Год (с 12 октября 2015 по 1 октября 2016) был дан на то, чтобы профильные службы разработали соответствующую документацию и подготовились к работе в новых условиях. Китайский вопрос В пресс-службе Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) подтвердили, что все 16 пунктов пропуска Приморья начали работать в круглосуточном режиме и готовы выполнять процедуру СТЗ. Необходимые для этого документы уже поступили в ФТС и ДВТУ. 57 человек, высвобожденные в помощь из внутренних резервов регионального управления, как раз и займутся осуществлением круглосуточной работы пунктов пропуска. Представитель Министерства по развитию Дальнего Востока Алексей Елаш отмечает, что всё же не все пункты на сегодня работают 24 часа в сутки. Причина в китайской стороне: китайцы не видят причин работать полный день. Своё решение они аргументируют тем, что между двумя странами недостаточно активный товарооборот. «Вопрос будет решаться в конце октября на совете глав регионов Дальнего Востока и северо-востока Китая», — отметил Алексей Елаш. Ситуацию подтверждают и в администрации Приморского края. «В течение года мы вели переговоры с китайскими партнёрами — провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь — о синхронизации наших подходов к режиму работы пунктов пропуска. Позиция наших коллег такова: они не видят необходимости в немедленном переходе на круглосуточный режим работы. Совместно с канцеляриями по управлению пунктами пропуска двух провинций мы нашли компромиссное решение об увеличении режима работы пунктов пропуска. Будем стремиться, чтобы после завершения реконструкции объектов перейти к круглосуточному режиму — это важно как для транзитных грузов, так и для перевозки пассажиров", — приводит слова директора департамента международного сотрудничества Алексея Старичкова пресс-служба администрации Приморского края. Впрочем, китайская сторона уже не раз выказывала недовольство состоянием приграничной инфраструктуры в Приморье. И дело далеко не в графике работы местных таможенников. «Ещё в 2010 году по распоряжению управления Росграницы решили реконструировать пункт пропуска Пограничный. Мы уловили этот сигнал и также начали строить свой объект, потому как проект подразумевает двустороннее сообщение, соответственно, мы зависим друг от друга. Мы готовы завершить строительство к следующему году, однако российская сторона ещё не готова. Мы не знаем причины, из-за которых работа остановилась, но мы не можем полностью завершить строительство без реконструкции пункта пропуска на российской границе», — заявил во время интервью ИА «Дейта» начальник Комитета по управлению пунктом пропуска города Суйфэньхэ Лю И Цзин в августе 2015 года. Реконструкция пункта Пограничный, которого так ждёт Китай, до сих пор не возобновилась. Заместитель директора института Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН) Владимир Портяков уверен, что Китаю действительно интересно сотрудничество с Россией. Причём это не только свободный порт, но и другие проекты. «Интерес есть в рамках проекта „Шёлковый путь“, где прописана программа сотрудничества Дальнего Востока и Китая. Также важны международные транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2. С помощью этих коридоров грузы будут транспортироваться с юго-восточных провинций Китая через порты Дальнего Востока. При этом основным является приморский порт Зарубино. И всё это, включая режим свободного порта, станет дополнительным фактором развития сотрудничества между двумя государствами. Надо пробовать. Надо встраиваться в экономику региона. Режим свободного порта на это и направлен», — сказал Владимир Портяков. Глобальная реконструкция В Приморье запланирована реконструкция инфраструктуры пунктов пропуска, обеспечивающих товародвижение и пассажиропоток по международным транспортным коридорам Приморье-1 и Приморье-2. Эти транспортные коридоры свяжут юго-восток Китая и порты Приморского края. «Сегодня это наша приоритетная задача», — сказал директор владивостокского филиала Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы (Росгранстрой) Игорь Хрущёв. Реконструкция коснётся также грузопассажирских пунктов пропуска Краскино и Пограничный. Как следует из пояснительной записки к соответствующему проекту приказа Минтранса России, ведомство проведёт ремонтные работы за счёт средств федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012−2021 годы)». Для обоих пунктов пропуска скорректирована проектная документация, утверждённая в 2010 году, уточнил Игорь Хрущёв. Долгожданная реконструкция двух объектов начнётся уже в скором времени. «По пункту пропуска Пограничный 30 сентября был объявлен конкурс на выбор подрядной организации. Планируем начать строительство уже в конце текущего года. Работы будут вестись круглый год. Предполагаемая дата окончания — вторая половина 2018 года. Проектная документация по пункту пропуска Краскино находится в Главгосэкспертизе. После прохождения государственной экспертизы Минтранс через наше учреждение займётся реконструкцией», — добавил Хрущёв. Стоимость реконструкции каждого из пунктов пропуска — 1,2 миллиарда рублей. Вместе с тем, по словам директора ведомства, не решена проблема подключения пунктов пропуска к системе энергоснабжения на постоянной схеме, так как у снабжающей организации нет возможности выполнить это подключение. Вопрос находится на контроле полномочного представителя президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. Соответствующее поручение он дал Минэнерго ещё в 2015 году. Кроме того, отметил Игорь Хрущёв, в морском порту Восточный в Находке уже построен современный пункт пропуска. «Там предусмотрено новое здание административно-бытового корпуса. Пункт пропуска оснащён новейшим оборудованием, чтобы улучшить качество работы пограничных и таможенных служб, комплексными системами безопасности, которые отвечают всем современным требованиям», — пояснил он. Запланирована и реконструкция пункта пропуска Махалино-Хуньчунь. Она позволит провозить через границу России и Китая лес, уголь, контейнеры и товары народного потребления. Сейчас через этот пункт пропуска можно провозить только уголь. Эффект под микроскопом и двухметровый забор Доцент кафедры ДВФУ «Финансы и кредит», кандидат экономических наук Максим Кривелевич утверждает, что в целом введение процедуры СТЗ не отразится на жизни Приморья. «В данном случае мы можем говорить только о локальных явлениях. Компании, ставшие резидентами, получили беспрецедентные преференции для развития и ведения внешнеэкономической деятельности. На уровне края это незаметно, поскольку край огромный. Несмотря на предпосылки и перспективы, эффект от СТЗ и СПВ без микроскопа не увидеть. Он появится в недалёком будущем, когда мы увидим запущенные производства. Важно и то, что СПВ ограничен по видам деятельности. Предприятия, работающие в сфере финансов, торговли и страхования, не могут стать резидентами. А без этого полноценный экономический кластер создать нельзя. Чрезмерная специализация, неполная экономическая поддержка ограничивают развитие. Например, снижены налоги, но кредит и страховку никто дешевле не выдаст», — заявил Кривелевич. Одним из первых резидентов свободного порта стал авиаполис «Янковский» — производственно-логистический комплекс. Сейчас на территории авиаполиса построено несколько складских комплексов классов, А и В+. Ряд проектов находится в стадии строительства. На сегодняшний день, уверен директор «Янковского» Константин Богданенко, необходимо задуматься, как сделать процедуру свободной таможенной зоны простой в реализации. И важно, считает он, что бы процедура была заточена, в первую очередь, под резидентов, а не под экспортёров или логистов. «Полпред Юрий Трутнев на заседании с резидентами 11 октября дал поручение упростить процедуру СТЗ, сделать её прозрачнее. Уже существует более или менее понятная практика по реализации СТЗ на примере работы завода „Звезда“. Они пообещали поделиться своим опытом. Также мы договорились о получении одобрения на создание общественного совета, который и станет источником всей необходимой информации». По словам Богданенко, совет будет создан в том числе при содействии «Опоры России». Соглашение рассчитывают зафиксировать к концу месяца. К недостаткам федерального закона Богданенко отнёс в числе прочего положение, согласно которому всё оборудование, завезённое при помощи процедуры СТЗ, должно быть ограждено забором высотой в 2,5 метра. Причём речь идёт не только о транзитной зоне, но и о территории, где оборудование будет непосредственно использоваться. По этому положению, добавил он, Трутнев «поручил доработать формальности».

Вопрос пропуска
© Дальний Восток