Долговая яма: от чего отказываются регионы, чтобы расплатиться по кредитам

КРАСНОДАР, 10 ноября. /ТАСС/. Российские регионы не могут активно развиваться при нынешних объемах государственного долга, считают в Совете Федерации. Однако быстро избавиться от долгов они тоже не в состоянии. В условиях, когда доходы не растут, приходится отказываться от программ развития, капитальных вложений и госгарантий. Застряли в долгах Государственный долг субъектов федерации растет, и к концу года ожидается, что его уровень составит 2,5 трлн рублей, заявила на этой неделе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. При этом в 14 регионах госдолг "превысил объем бюджетных доходов". По мнению зампреда комитета по экономической политике СФ Валерия Васильева, без решения вопроса долговой нагрузки невозможно говорить о быстром региональном развитии. Однако, как заявляют сами регионы, не только быстро избавиться, но и плавно сокращать долги в текущих экономических условиях слишком сложно. А для отдельных регионов - невозможно. Наиболее опасная ситуация сложилась в 14 регионах России, у которых госдолг превысил собственных доходы. Один из них - Кировская область. "Госдолг на предельном значении - он выше доходов и составляет 27 млрд рублей, причем только за последние 3 года он вырос на 10 млрд рублей", - сообщил вр. и. о. губернатора Кировской области Игорь Васильев. При этом в ближайшие 3 года в области не видят возможности серьезно сократить госдолг: на 2017 год он запланирован в размере 29,7 млрд рублей, на 2018 год - 28,4 млрд рублей, на 2019 год - 29,6 млрд рублей. У значительной части субъектов РФ госдолг с каждым годом только растет. В Бурятии, например, в 2011 году он составлял 4,4 млрд рублей, а на 2017 запланирован уже в размере 14,6 млрд. В Новосибирской области госдолг с 2011-го до конца 2015 года вырос сразу с 6,5 до 42,9 млрд рублей. Не перестает наращивать долги Астраханская область, где размер госдолга уже на 14% превысил собственные доходы: по информации пресс-службы правительства, госдолг региона только за этот год вырастет на 4,6 млрд рублей и на 1 января 2017 года составит 30,7 млрд рублей. Путь к снижению Сейчас у регионов существует не так уж и много путей сократить свою зависимость от взятых ранее кредитов, выпущенных облигаций и выданных госгарантий. "Есть три варианта, как можно сократить госдолг, - рассказывает вр. и. о. заместителя председателя правительства Калининградской области Эдуард Батанов. - Первое - (отказ - прим. ТАСС) от гарантий бюджета - мы их не исполним; второй вариант - мы изымем деньги из какой-то отрасли экономики и отдадим на погашение долга; третий вариант - мы продадим что-то, приватизируем и направим на погашение долга", - пояснил Батанов, подчеркнув, что других вариантов "не дано". Правда, по мнению министра финансов Республики Карелия Светланы Алексеевой, есть и другие способы сократить госдолг. Среди них - снижение процентных ставок по уже взятым займам, удлинение сроков кредитов, размещение ценных бумаг региона для привлечения недорогих ресурсов, а также сокращение доли рыночного долга за счет замещения его бюджетными кредитами из федерального бюджета. Поможет федеральный бюджет Наиболее распространенный и безболезненный для всех способ сэкономить и как минимум "заморозить" долговую нагрузку - это привлечение бюджетных кредитов под мизерную ставку - 0,1% годовых. Таким образом регионы не только получают более длинные деньги, но и сокращают расходы на обслуживание долговой нагрузки. Например, Иркутская область за 10 месяцев текущего года добилась сокращения своего государственного долга на 22,3% - до 16,3 млрд рублей. "Сократить госдолг удалось за счет привлечения кредитных ресурсов Минфина РФ под 0,1% годовых, которые позволили сократить часть долгов коммерческим банкам и сэкономить на их обслуживании", - рассказали ТАСС в региональном Минфине, напомнив, что в феврале и августе этого года регион получил бюджетные кредиты на 3,7 млрд рублей и 0,4 млрд рублей. На уплате процентов, по данным министерства, было сэкономлено 606 млн рублей. Цена расплаты Однако и у бюджетных кредитов есть своя "цена". Как пояснил ТАСС глава Новосибирской области Владимир Городецкий, соглашение о предоставлении бюджетных кредитов, заключенное с Минфином РФ, предусматривает ряд условий, главное из которых - поэтапное снижение государственного долга региона. То есть регионы могут брать бюджетные деньги, только если их госдолг будет снижаться. "Федерация проводит очень жесткую политику, чтобы нагрузка в регионах уменьшалась. Нам указывают, что у нас есть все резервы для оптимизации расходов, для сокращения долгов. Минимальный объем расходных обязательств будет завязан на софинансирование из федерального бюджета. Да, мы не совсем согласны с данной методикой, будем просчитывать ее и смотреть. Но Минфин в первую очередь заинтересован в снижении долгов", - считает глава Минфина Коми Галина Рубцова. Приватизация и облигации Еще одной возможностью для сокращения госдолга субъектов РФ является приватизация: регионы готовы зарабатывать на продаже собственных долей в компаниях. "У нас в проекте следующего года заложена огромная приватизация - на следующий год мы планируем 1,8 млрд рублей", - сообщил врио замперда правительства Калиниградской области Эдуард Батанов. Республика Коми, которая предыдущие несколько лет только увеличивала госдолг, для его сокращения решила переориентироваться на долгострочные займы, в первую очередь - на размещение облигаций. Если раньше размещали на 5 лет, то в Минфине Коми хотят увеличить срок до 7-10 лет, чтобы уменьшить пиковые нагрузки на республиканский бюджет по выплатам и по обслуживанию. Свои механизмы использует и Ингушетия. Как сообщил министр финансов республики Руслан Цечоев, в целях сокращения долговой нагрузки бюджета уже с 2015 года установлено ограничение на предоставление государственных гарантий республики, за счет которых также формируется структура госдолга. Кроме того, Ингушетия надеется заменить бюджетные кредиты в структуре госдолга финансовой помощью из федерального бюджета (в виде дотаций на сбалансированность бюджетов). Но даже в кавказских республиках, которые ранее всегда получали существенную поддержку от федерального бюджета, сейчас понимают, что политика будет только ужесточаться. "Я уже неоднократно говорил, что отказываться от того, что приходит со стороны федерального бюджета, наверное, не надо, да и никто не будет отказываться. Но там тоже идет колоссальное ужесточение в последние годы. Поэтому нужно искать новые внутренние источники дохода и делать ставку на них", - уверен депутат парламента Северной Осетии Нох Токаев. Однако в поисках путей сокращения затрат регионам порой приходится идти и на крайние меры: сокращать расходы на развитие. Так как от социальных обязательств власти отказаться не могут, остается одно: ограничивать затраты на капитальные вложения. Именно так решили поступить в Новосибирской области. "В 2017 году, согласно параметрам проекта бюджета, внесенного в Законодательное собрание области, доходы бюджета составят 113,4 млрд рублей, а расходы - 113,7 млрд рублей. Бюджет будет "социальным", и в первую очередь в нем будет ограничены расходы на капитальные вложения - строительство новых объектов", - рассказал ТАСС губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Легкая жизнь без долгов Те регионы, которые все же сумели избавиться от долговой нагрузки, отмечают, что им действительно удается тратить деньги не на "латание бюджетов", а на развитие. По данным администрации Алтайского края, на сегодняшний день государственный долг региона составляет 2 млрд 438,6 млн рублей - это всего лишь 6% по отношению к собственным доходам краевого бюджета и является наименьшим показателем в Сибирском федеральном округе и шестым - по России. За последние 11 лет долг Алтайского края сократился с 57% (по отношению к доходам) до 6%. Расходы на его обслуживание минимальны - всего 0,04% от доходов. "Такая политика позволяет дополнительные налоговые доходы направлять не на обслуживание долга, а на развитие социальных отраслей", - пояснили в администрации региона. При этом власти Краснодарского края уверены, что регионам вовсе не нужно стремиться полностью избавиться от долгов. "К абсолютному погашению госдолга не надо (стремиться - прим. ТАСС). Любая система, которая развивается, она развивается в долг в экономической парадигме", - уверен вице-губернатор Кубани Игорь Галась.