Большой Уссурийский остров: Базы нет – хотелки не помогут
С набережной Хабаровска этот остров отчетливо виден летом и зимой. Поросшая зеленью или занесенная снегом низменность, бездорожье и безлюдье. Жильцы высоток поведают, что открывается их взору с верхних этажей. Это гигантская пагода - буддийский храм, поднявшийся на китайской части острова, это не менее впечатляющий иероглиф, обозначающий восток. Действительно, остров Черного Медведя, как называют в Китае Большой Уссурийский, - самая восточная точка страны. Председатель КНР Си Цзиньпин, посетивший Черного Медведя в мае уходящего года, говорил, что нельзя превращать его в промышленную зону, что нужно заботиться об экологии. С 2008 года, когда остров ниже устья Уссури площадью до трехсот пятидесяти квадратных километров был разделен между государствами-соседями, подданные Поднебесной возвели на своей территории парк водно-болотистых угодий, гостиничный комплекс из деревянных домов, этнографическую нанайскую деревню. А еще вантовый мост, соединивший остров с коренным берегом. Концепция развития Большого Уссурийского, разработанная российской стороной, сориентирована на туристско-рекреационную и конгрессно-выставочную деятельность. Хотя ничего, кроме капитального моста у села Осиновая Речка, не появилось. Стадион, этнографическая казачья деревня, ипподром - эти и другие объекты радуют исключительно на бумаге. Правда, дипломатические ведомства двух стран согласовали создание пассажирского пограничного перехода. Но когда он начнет пропускать людей и автотранспорт, неясно. Стоимость обустройства зашкаливает за миллиард рублей, и на федеральном уровне ищут варианты перекладывания этих трат с государства на бизнес. Казалось бы, ситуация привычная. Китай демонстрирует активность, а у России опять затруднения. Хотя вряд ли глобальные сценарии стали поводом для внеочередного заседания общественного совета регионального минпромтранса. Но тогда что? Пожалуй, выбор подрядчика и другие события, знаменующие начало строительства обхода краевой столицы - магистрали, которая замкнет на себя федеральные трассы Хабаровск - Владивосток и Чита - Хабаровск. Плюс региональную трассу, соединяющую краевой центр и Комсомольск-на-Амуре с морским побережьем. Обход возводится на концессионных принципах. Проще говоря, вложения частного инвестора должны быть ему возвращены. И, наверное, главное: при расчетах учитывался не только внутренний трафик, но и внешний. А именно через Большой Уссурийский. Разве не для этого возведен переход у Осиновой Речки стоимостью пять миллиардов рублей? Вероятно, для туристско-рекреационной деятельности можно было обойтись без него. Более того, наплавной мост, который устанавливали военные железнодорожники с открытием навигации, мог быть изюминкой для путешествующих и отдыхающих. Не секрет, что необходимость строительства железобетонного моста край обосновывал цифрами ожидаемого межгосударственного товарооборота. Аргументы были услышаны, и деньги в федеральном бюджете изысканы. - Мы не предлагаем сворачивать планы по части туризма и оздоровления. Мы убеждены, что пограничный переход должен быть не пассажирским, а грузопассажирским, и для этого предлагаем внести изменения в концепцию развития острова, - сказал системный аналитик, кандидат технических наук Геннадий Маркелов, выступавший с докладом на заседании общественного совета. Сухой хаб на коренном берегу Его поддержал член совета директоров Корпорации по развитию Хабаровского края Дмитрий Ноженко. - В Амурской области намерены строить мост между Благовещенском и Хэйхэ. В Еврейской автономии формируется железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское - Тунцзян, естественно, с переходом через Амур. В Приморье для входа и выхода грузов открыты все щели! При этом Хабаровский край, активно формирующий инвестпланы, площадкой для транспортной составляющей не располагает. Маркелов и Ноженко не скрывали сдерживающего фактора - это необходимость берегоукрепления, подкрепленная на законодательном уровне. Наводнение 2013 года, когда Большой Уссурийский превратился в море разливанное, как, впрочем, и Черный Медведь, подвигло федеральный центр к форсированию берегоукрепительных работ. Хабаровчане видят: деньги выделяются, дамба отсыпается и благоустраивается. Однако позитив не выходит за городскую черту. На острове картина другая, и это следствие кризиса последних лет. Ждать его завершения с надеждой на федеральные миллионы - значит, обрекать себя на отставание от территорий-соседей. Позиция Корпорации по развитию Хабаровского края однозначна: нужно искать варианты освоения Большого Уссурийского с учетом существующего берегоукрепления, привлекать частный капитал, в том числе для оборудования пункта пропуска. Грузопассажирский вариант - та спасительная соломина, которая не только насытит трафиком обход Хабаровска. На коренном берегу предполагается создание так называемого сухого порта - транспортно-логистического центра для дистрибуции и перевалки грузов. В перспективе не исключен подвод железнодорожных путей. - Есть инвесторы, готовые работать на Большом Уссурийском в связке с китайским капиталом, - уточнил Ноженко, рассказав о реализованных ими проектах в Приморье. - Но инвесторы не придут, пока концепция развития острова не будет дополнена грузовым переходом. Прозвучал вопрос: возможно ли изменение концепции, которая одобрена несколько лет назад? - Принятие концепции - это начало работы. Впереди определение стратегии, формирование программы, - отвечал председательствующий на заседании совета доктор технических наук Игорь Пугачев. - Главное - не опускать руки… За переформатирование концепции высказались зампредседателя краевой общественной палаты Михаил Сорокин, член регионального штаба Народного фронта Александр Максименко. А вот советник департамента по вопросам экономической и социальной политики полпредства Михаил Потанин был менее оптимистичен. - От вербальных обсуждений надо переходить к конкретике. Какие пункты пропуска в крае есть, насколько они загружены, что представляет собой структура грузов, - заметил он. - ТОСЭРы и Свободный порт создаются под конкретный спрос. Добиваться принятия решения, а потом называть инвесторов, которые вложат средства и окупят бюджетные затраты, обеспечивающие инфраструктуру, не совсем правильно… Свежие пирожные для китайской семьи Полтора десятка лет назад, когда в Бикинском районе возводился переход Покровка - Жаохэ, тогдашний глава минэкономразвития края Александр Левинталь не скрывал громадья планов. Предполагалось, что грузы северо-востока Китая по трассе Лидога - Ванино пойдут на побережье для транспортировки в южные провинции КНР, а также в страны АТР. Бикин должен был прирастать таможенными складами, гостиницами, общепитом и автосервисом. Планы не сбылись, более того, в последние годы переход Покровка - Жаохэ теряет грузы и пассажиров. - Ни от таможни, ни от пограничников, ни от других ведомств я не могу добиться ответа на вопрос, на сколько процентов используется этот переход, - признался глава ассоциации «Хабаровскавто» Виктор Шпаков, по прикидкам которого единственный в крае грузовой переход на границе с КНР работает в лучшем случае вполсилы. Вывод напрашивается сам: создание аналогичного пункта пропуска на Большом Уссурийском по сути ставит крест на переходе Покровка - Жаохэ. Если ему за полтора с лишним десятилетия не удалось повернуть грузопотоки на себя, получится ли это на Большом Уссурийском? - Когда нет грузовой базы, хотелки не помогут, - сыронизировал Владимир Крапивный, представляющий в общественном совете Дальневосточную железную дорогу. - В свое время мы рассматривали проекты открытия переходов Лесозаводск - Хулинь, Турий Рог - Мишань. Бизнес нам много обещал, ни ничего не сделал. А посмотрите, какая картина на действующих пунктах пропуска! На переходе Камышовая - Хунчуй заявлялось восемь с лишним миллионов тонн грузов, в реальности их в пять раз меньше. Лучшие показатели на переходе Пограничный - Суйфэньхэ, но и там они гораздо меньше запланированного. Зато чересчур много прожектерства… Председатель ассоциации «Дальэкспортлес» Александр Сидоренко призвал не тешить себя иллюзиями по поводу миллионных объемов при открытии грузового пункта пропуска на Большом Уссурийском: - Это будет удовлетворение потребительского спроса, - сказал он. - Утром пирожные в Хабаровске испекли, через пункт пропуска отвезли на китайскую сторону и продали, вечером того же дня вернулись домой. Глава ассоциации «Хабаровскавто» Виктор Шпаков тоже считает, что крупные грузопотоки традиционно перемещаются через границу на переходах Приморья и Забайкалья, а Большой Уссурийский - это потенциальная площадка для малого и среднего бизнеса. - Нам надо осваивать мелкопартионную доставку, когда в одной фуре доставляются грузы двадцати-тридцати предпринимателей. Что мы может предложить? Мед, молоко, свинину, сою. Наконец, мороженное, ведь китайцы его любят. Неслучайно Путин подарил упаковку нашего мороженого председателю Си… Но почему мед и молоко не текут рекой через переход Покровка - Жаохэ, до которого считанные часы хода по трассе Хабаровск - Владивосток? Разве для мелкопартионной доставки нужно создавать отдельный пункт пропуска, вкладывая в его обустройство несметные деньжищи? Разве это не хотелки, о которых говорил Крапивный, четверть века работавший главным инженером Дальневосточной железной дороги? Нельзя сказать, что прожектерство - примета исключительно пореформенного времени. В советскую эпоху не стали городами поселок Мухен и село Сукпай района им. Лазо, как планировалось, Комсомольск-на-Амуре не дождался миллионного жителя, а Советская Гавань - полумиллионного, что тоже намечалось. Как выражался Михаил Жванецкий, тщательнЕй надо, ребята, тщательнЕй! Чего больше в этой интерпретации сатирика - смеха или грусти? Михаил Карпач