Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Большой Уссурийский остров: Базы нет – хотелки не помогут

С набережной Хабаровска этот остров отчетливо виден летом и зимой. Поросшая зеленью или занесенная снегом низменность, бездорожье и безлюдье.

Большой Уссурийский остров: Базы нет – хотелки не помогут
Фото: Молодой дальневосточник XXI векМолодой дальневосточник XXI век

Жильцы высоток поведают, что открывается их взору с верхних этажей. Это гигантская пагода - буддийский храм, поднявшийся на китайской части острова, это не менее впечатляющий иероглиф, обозначающий восток. Действительно, остров Черного Медведя, как называют в Китае Большой Уссурийский, - самая восточная точка страны.

Видео дня

Председатель КНР , посетивший Черного Медведя в мае уходящего года, говорил, что нельзя превращать его в промышленную зону, что нужно заботиться об экологии. С 2008 года, когда остров ниже устья Уссури площадью до трехсот пятидесяти квадратных километров был разделен между государствами-соседями, подданные Поднебесной возвели на своей территории парк водно-болотистых угодий, гостиничный комплекс из деревянных домов, этнографическую нанайскую деревню. А еще вантовый мост, соединивший остров с коренным берегом.

Концепция развития Большого Уссурийского, разработанная российской стороной, сориентирована на туристско-рекреационную и конгрессно-выставочную деятельность. Хотя ничего, кроме капитального моста у села Осиновая Речка, не появилось. Стадион, этнографическая казачья деревня, ипподром - эти и другие объекты радуют исключительно на бумаге. Правда, дипломатические ведомства двух стран согласовали создание пассажирского пограничного перехода. Но когда он начнет пропускать людей и автотранспорт, неясно. Стоимость обустройства зашкаливает за миллиард рублей, и на федеральном уровне ищут варианты перекладывания этих трат с государства на бизнес.

Казалось бы, ситуация привычная. Китай демонстрирует активность, а у России опять затруднения. Хотя вряд ли глобальные сценарии стали поводом для внеочередного заседания общественного совета регионального минпромтранса. Но тогда что?

Пожалуй, выбор подрядчика и другие события, знаменующие начало строительства обхода краевой столицы - магистрали, которая замкнет на себя федеральные трассы Хабаровск - Владивосток и Чита - Хабаровск. Плюс региональную трассу, соединяющую краевой центр и Комсомольск-на-Амуре с морским побережьем.

Обход возводится на концессионных принципах. Проще говоря, вложения частного инвестора должны быть ему возвращены. И, наверное, главное: при расчетах учитывался не только внутренний трафик, но и внешний. А именно через Большой Уссурийский. Разве не для этого возведен переход у Осиновой Речки стоимостью пять миллиардов рублей?

Вероятно, для туристско-рекреационной деятельности можно было обойтись без него. Более того, наплавной мост, который устанавливали военные железнодорожники с открытием навигации, мог быть изюминкой для путешествующих и отдыхающих. Не секрет, что необходимость строительства железобетонного моста край обосновывал цифрами ожидаемого межгосударственного товарооборота. Аргументы были услышаны, и деньги в федеральном бюджете изысканы.

- Мы не предлагаем сворачивать планы по части туризма и оздоровления. Мы убеждены, что пограничный переход должен быть не пассажирским, а грузопассажирским, и для этого предлагаем внести изменения в концепцию развития острова, - сказал системный аналитик, кандидат технических наук Геннадий Маркелов, выступавший с докладом на заседании общественного совета.

Сухой хаб на коренном берегу

Его поддержал член совета директоров Корпорации по развитию Хабаровского края Дмитрий Ноженко.

- В Амурской области намерены строить мост между Благовещенском и Хэйхэ. В Еврейской автономии формируется железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское - Тунцзян, естественно, с переходом через Амур. В Приморье для входа и выхода грузов открыты все щели! При этом Хабаровский край, активно формирующий инвестпланы, площадкой для транспортной составляющей не располагает.

Маркелов и Ноженко не скрывали сдерживающего фактора - это необходимость берегоукрепления, подкрепленная на законодательном уровне. Наводнение 2013 года, когда Большой Уссурийский превратился в море разливанное, как, впрочем, и Черный Медведь, подвигло федеральный центр к форсированию берегоукрепительных работ. Хабаровчане видят: деньги выделяются, дамба отсыпается и благоустраивается. Однако позитив не выходит за городскую черту. На острове картина другая, и это следствие кризиса последних лет. Ждать его завершения с надеждой на федеральные миллионы - значит, обрекать себя на отставание от территорий-соседей.

Позиция Корпорации по развитию Хабаровского края однозначна: нужно искать варианты освоения Большого Уссурийского с учетом существующего берегоукрепления, привлекать частный капитал, в том числе для оборудования пункта пропуска. Грузопассажирский вариант - та спасительная соломина, которая не только насытит трафиком обход Хабаровска. На коренном берегу предполагается создание так называемого сухого порта - транспортно-логистического центра для дистрибуции и перевалки грузов. В перспективе не исключен подвод железнодорожных путей.

- Есть инвесторы, готовые работать на Большом Уссурийском в связке с китайским капиталом, - уточнил Ноженко, рассказав о реализованных ими проектах в Приморье. - Но инвесторы не придут, пока концепция развития острова не будет дополнена грузовым переходом.

Прозвучал вопрос: возможно ли изменение концепции, которая одобрена несколько лет назад?

- Принятие концепции - это начало работы. Впереди определение стратегии, формирование программы, - отвечал председательствующий на заседании совета доктор технических наук . - Главное - не опускать руки…

За переформатирование концепции высказались зампредседателя краевой общественной палаты , член регионального штаба Народного фронта . А вот советник департамента по вопросам экономической и социальной политики полпредства Михаил Потанин был менее оптимистичен.

- От вербальных обсуждений надо переходить к конкретике. Какие пункты пропуска в крае есть, насколько они загружены, что представляет собой структура грузов, - заметил он. - ТОСЭРы и Свободный порт создаются под конкретный спрос. Добиваться принятия решения, а потом называть инвесторов, которые вложат средства и окупят бюджетные затраты, обеспечивающие инфраструктуру, не совсем правильно…

Свежие пирожные для китайской семьи

Полтора десятка лет назад, когда в Бикинском районе возводился переход Покровка - Жаохэ, тогдашний глава края не скрывал громадья планов. Предполагалось, что грузы северо-востока Китая по трассе Лидога - Ванино пойдут на побережье для транспортировки в южные провинции КНР, а также в страны АТР. Бикин должен был прирастать таможенными складами, гостиницами, общепитом и автосервисом.

Планы не сбылись, более того, в последние годы переход Покровка - Жаохэ теряет грузы и пассажиров.

- Ни от таможни, ни от пограничников, ни от других ведомств я не могу добиться ответа на вопрос, на сколько процентов используется этот переход, - признался глава ассоциации «Хабаровскавто» Виктор Шпаков, по прикидкам которого единственный в крае грузовой переход на границе с КНР работает в лучшем случае вполсилы.

Вывод напрашивается сам: создание аналогичного пункта пропуска на Большом Уссурийском по сути ставит крест на переходе Покровка - Жаохэ. Если ему за полтора с лишним десятилетия не удалось повернуть грузопотоки на себя, получится ли это на Большом Уссурийском?

- Когда нет грузовой базы, хотелки не помогут, - сыронизировал Владимир Крапивный, представляющий в общественном совете Дальневосточную железную дорогу. - В свое время мы рассматривали проекты открытия переходов Лесозаводск - Хулинь, Турий Рог - Мишань. Бизнес нам много обещал, ни ничего не сделал. А посмотрите, какая картина на действующих пунктах пропуска! На переходе Камышовая - Хунчуй заявлялось восемь с лишним миллионов тонн грузов, в реальности их в пять раз меньше. Лучшие показатели на переходе Пограничный - Суйфэньхэ, но и там они гораздо меньше запланированного. Зато чересчур много прожектерства…

Председатель ассоциации «Дальэкспортлес» призвал не тешить себя иллюзиями по поводу миллионных объемов при открытии грузового пункта пропуска на Большом Уссурийском:

- Это будет удовлетворение потребительского спроса, - сказал он. - Утром пирожные в Хабаровске испекли, через пункт пропуска отвезли на китайскую сторону и продали, вечером того же дня вернулись домой.

Глава ассоциации «Хабаровскавто» Виктор Шпаков тоже считает, что крупные грузопотоки традиционно перемещаются через границу на переходах Приморья и Забайкалья, а Большой Уссурийский - это потенциальная площадка для малого и среднего бизнеса.

- Нам надо осваивать мелкопартионную доставку, когда в одной фуре доставляются грузы двадцати-тридцати предпринимателей. Что мы может предложить? Мед, молоко, свинину, сою. Наконец, мороженное, ведь китайцы его любят. Неслучайно Путин подарил упаковку нашего мороженого председателю Си…

Но почему мед и молоко не текут рекой через переход Покровка - Жаохэ, до которого считанные часы хода по трассе Хабаровск - Владивосток? Разве для мелкопартионной доставки нужно создавать отдельный пункт пропуска, вкладывая в его обустройство несметные деньжищи? Разве это не хотелки, о которых говорил Крапивный, четверть века работавший главным инженером Дальневосточной железной дороги?

Нельзя сказать, что прожектерство - примета исключительно пореформенного времени. В советскую эпоху не стали городами поселок Мухен и село Сукпай района им. Лазо, как планировалось, Комсомольск-на-Амуре не дождался миллионного жителя, а Советская Гавань - полумиллионного, что тоже намечалось. Как выражался , тщательнЕй надо, ребята, тщательнЕй! Чего больше в этой интерпретации сатирика - смеха или грусти?

Михаил Карпач