Эксперты ожидают скорого окончания монополии России на рынке пилотируемых космических полетов
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (Королев, Московская область) пока остается монополистом на рынке пилотируемых космических полётов, однако в ближайшие годы ситуация может измениться, говорится в финансовом отчете корпорации. «В связи с реализуемыми планами американских коммерческих компаний по созданию пилотируемых кораблей монополия России на рынке пилотируемых космических полетов прогнозируется недолговечной, а конкуренция будет расти. Так, в планах NASA приступить к летным испытаниям коммерческого корабля SpaceX — в августе 2017 года, коммерческого корабля Boeing (CFT) — в декабре 2017 года», — говорится в отчете. Отмечается, что спрос на космические пилотируемые, и беспилотные услуги на мировом рынке постепенно возрастает. После закрытия в США программы Space Shuttle Россия стала монополистом на рынке пилотируемых полетов. Спрос на производимые РКК «Энергией» пилотируемые транспортные корабли типа «Союз» и грузовые корабли типа «Прогресс» на ближайшую перспективу (как минимум, на период эксплуатации МКС) ожидается стабильным. Он определяется необходимостью выполнения международных обязательств России по доставке на МКС членов международных экипажей и грузов для снабжения станции, в том числе топлива. Однако в соответствии с Федеральной космической программой-2025 количество ежегодных запусков кораблей типа «Прогресс» сократилось с четырех до трех. С 2012 года американское космическое агентство NASA может самостоятельно выполнять доставку грузов на МКС на грузовых космических кораблях Dragon. C 2013 года грузы NASA могут также доставляться на МКС с помощью грузового космического корабля Cygnus. Как следствие, заказы NASA на перевозки грузов с помощью кораблей «Прогресс» существенно сократились. Потенциальные риски для корпорации связаны, в частности, с увеличением себестоимости продукции, и соотношением динамики этого увеличения с мировыми аналогами.