Аэропорты рассчитают на три года
ФАС будет планировать для них долгосрочные тарифы Правительство разрешило ФАС определять регулируемые тарифы в российских аэропортах минимум на три года. Чиновники надеются, что новый принцип разрешит споры с авиакомпаниями относительно "разумности" цен. В региональных аэропортах предложение активно поддерживают, но в авиакомпаниях считают основным не срок установки тарифов, а уровень и методы определения их обоснованности. Эксперты же предупреждают, что в условиях нестабильной экономики долгосрочное планирование может сыграть с инвесторами злую шутку. Вчера премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, позволяющее ФАС устанавливать тарифы на услуги в российских аэропортах как минимум на три года. Сейчас долгосрочные сборы и тарифы устанавливаются антимонопольной службой "в предварительном порядке, но затем могут меняться в зависимости от разных факторов", что "создает неопределенность" пояснил премьер. Также, подчеркнул господин Медведев, теперь тарифное регулирование может осуществляться через сравнение с аналогами, что "позволит избежать экономически необоснованных затрат". Долгосрочные инвестпроекты будут проходить через правительственную комиссию по транспорту, чтобы "совместить интересы авиакомпаний и аэропортов", уточнил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он пояснил, что сейчас стороны часто конфликтуют вокруг "разумного уровня тарифов и возможности его перекладывания на потребителей". В ФАС полагают, что изменения защитят интересы инвесторов аэропортов. Аркадий Дворкович уточнил, что в рамках некоторых проектов новых аэропортов, например, в Ростове-на-Дону или Хабаровске, сейчас "вообще нет нормативной базы, которая заранее позволяет определить тарифы, применимые с момента ввода в эксплуатацию". Аэропорт Ростова-на-Дону развивает холдинг "Аэропорты регионов", а к объектам в Хабаровске интерес проявляют японские инвесторы. Представитель "Аэропортов регионов" Евгений Красиков подтвердил "Ъ", что холдинг одобряет новые правила, поскольку они позволяют планировать капитальные затраты, инвестиции и их возврат. Однако авиакомпании менее оптимистичны. На прошлой неделе директор департамента наземного обеспечения перевозок "Аэрофлота" Игорь Ивлиев на профильной конференции говорил, что во многих российских аэропортах происходит "навязывание услуг" и включение в прейскуранты "надуманных тарифов", например, за розыск багажа, оформление претензий по багажу, за буксировку, предоставление машины сопровождения. При этом, добавил топ-менеджер, региональные аэропорты блокируют попытки авиакомпании самостоятельно обеспечивать обслуживание рейсов, что нередко приводит к завышению тарифов. Так, по данным "Аэрофлота", только за этот год тариф на обеспечение подогрева самолетов в Мурманске вырос на 366%, за посадку-высадку пассажиров -- на 96%, тариф за воздушный запуск судна в Архангельске -- на 69%, на предоставление источника питания в Шереметьево -- на 230%. В пресс-службе S7 новые правила называют "позитивным изменением", но подчеркивают, что главное -- не срок, на который устанавливаются тарифы, а их уровень и методы, с помощью которых оценивается обоснованность. По мнению перевозчика, регулирование тарифов, основанное на затратах, не стимулирует аэропорты к повышению эффективности, поэтому нужно шире использовать метод сравнения аналогов, оценивать рентабельность аэропорта с учетом всех доходов, включая неавиационные (а не только доходы от регулируемых услуг), устанавливать для монополий целевые уровни эффективности. Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что первопроходцем в данном подходе был петербургский аэропорт Пулково, где управляющая компания "Воздушные ворота Северной столицы" добилась долгосрочных тарифов. Однако, добавляет эксперт, у этого есть и обратная сторона -- никто не предвидел столь глубокого кризиса. При всей понятности и предсказуемости новой системы, поясняет Олег Пантелеев, в условиях нестабильной и непрогнозируемой макроэкономической ситуации высокие темпы инфляции сводят на нет все плюсы. Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева