Размер не имеет значения

Вопреки расхожему мнению, что у МФО из-за худшего качества клиентов просрочка гораздо выше, она почти не отличается от банковской. По данным НБКИ на 1 октября, портфель просроченных потребительских кредитов в банках составил 21%, тогда как в МФО — 21,9%. Почему цифры просрочки у МФО и банков практически сравнялись? Просроченную задолженность в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) рассчитывают как отношение суммы просроченной задолженности 30+ по определенному виду кредитов к общему объему портфеля кредитов данного вида. В части потребительских кредитов и займов в МФО просрочка продолжает расти: с 1 июля этого года ее значение, по методике расчета НБКИ, увеличилось на 2,6% и 0,7% соответственно, достигнув примерно одинаковых показателей. Большинство экспертов уверены: в основном дело в скоринге, качество которого у микрофинансовых организаций заметно улучшилось. «В последнее время мы видим, что все больше МФО следят за кредитными рисками не менее (а иногда и более) тщательно, чем банки», — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. При этом, по мнению Волкова, недобросовестность и безответственность большинства заемщиков МФО — всего лишь распространенный миф. В то же время, признает он, «аппетит к риску» у банкиров и микрофинансистов все равно разный — у банков он ниже. «Однако в последнее время «аппетит к риску» у МФО стал снижаться, и в настоящее время мы наблюдаем постепенное сближение предельных значений просрочки банков и МФО», — говорит Волков. «В своей работе мы отмечаем улучшение качества заемщиков. Сегодня это люди в возрасте от 26 до 40 лет, они имеют высшее образование и постоянную работу», — разрушает стереотипы о «плохих» заемщиках МФО генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. Действительно, соглашается директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов, банки становятся все более непритязательными в выборе потенциального заемщика. «Накладывается экономический фон — снижение доходов, сокращение их источников, рост числа увольнений», — поясняет Аймалетдинов. Отчасти именно в этом причины того, что объем просрочки в МФО с июля поменялся не так кардинально, как у банков по потребительским кредитам. Батин из MoneyMan отмечает, что в исследовании НБКИ нет разделения МФО на онлайн- и традиционные компании. «Важно отметить, что на рынке онлайн-кредитования процент одобрения всегда был значительно ниже, чем у традиционных микрофинансовых компаний», — говорит Батин. По его словам, ранее только каждая десятая онлайн-заявка получала одобрение, сейчас же доля одобрения в офлайне снижается, а в интернет-займах — увеличивается. При этом вряд ли уровень просрочки как в банках, так и в МФО существенно упадет в ближайшее время, считает Алексей Волков из НБКИ. «В то же время многое будет зависеть от динамики падения реальных доходов граждан. Если оно продолжится, это создаст риски дефолтов как для банковских кредитов, так и для займов МФО», — предостерегает эксперт. Однако несмотря на то, что цифры по просрочке у банков и МФО близки, говорить о будущем массовом перетоке клиентов банков в микрокредитование было бы неверно. «По нашей практике, клиенты банков действительно активнее пользуются услугами микрофинансирования, потому что они находят здесь необходимую им скорость принятия решения и удобство получения денег. Но говорить, что клиенты банков готовы отказываться от банковских продуктов в пользу МФО, было бы некорректным», — полагает генеральный директор МФО «МигКредит» Олег Гришин. Есть и другие причины увеличивающейся популярности МФО. «Количество микрозаймов растет как за счет перехода в МФО клиентов традиционно банковского сегмента, так и за счет новых «непересекающихся» ниш, которые находятся в фокусе МФО», — отмечает Тимур Аймалетдинов из НАФИ. Такими нишами, по его словам, являются удаленные территории, молодые и, напротив, возрастные заемщики, онлайн-микрофинансирование интернет-пользователей. «Микрозаймы и банковские кредиты — разные по своей природе и целям ссуды, микрофинансирование не заменяет традиционного банковского кредитования, но в некоторых случаях выступает альтернативой ему», — согласен Батин из MoneyMan. И цифры это подтверждают. Так, по данным компании Frank Research Group, которые приводит аналитик Хоум Кредит Банка Станислав Дужинский, выдачи нецелевых кредитов наличными за январь — сентябрь превысили прошлогоднее значение на 44%, а выдачи POS-кредитов — на 21%. Эмма ТЕРЧЕНКО, Banki.ru

Размер не имеет значения
© Банки.ру